«Человек, садясь в машину или на мотоцикл, должен понимать: он сам себя ставит в зону риска. Любая ошибка мотоциклисту может стоить жизни. А машина только создаёт иллюзию безопасности. Но в реальности безопасность она не обеспечит, если ею не уметь пользоваться. Это подтверждают венки вдоль дорог», - говорит создатель эффектных машин в стиле постапокалипсиса.
Конструктор необычных автомобилей и победитель многих автофестивалей Эдуард Белов рассказал в интервью ADIGEA.AIF.RU, почему у водителя должен быть страх, как состарить машину и что не так в российском автопроме.
Брутальность вне моды
Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: 30 октября - День автомобилиста. Вы как-то отмечаете этот праздник?
- Реклама твердит: чем ты круче, тем круче твоя машина. Какая она у вас?
- Я не верю рекламе. Стоящие машины недоступны по ценам. Всё остальное - несерьёзно. Лично я считаю, что брутальность, мужественность и успех не зависят от марки машины. Машина должна быть удобна и функциональна. Настоящий мужчина не гонится за модой. Моя первая машина - переделанный «Форд», на котором езжу и сейчас. Это та модель, которую я хотел. Мне просто жалко её менять.
- Вы свою первую машину собрали в конце 90-х. Правда, что можете собрать машину и мотоцикл из металлолома?
- В 1997 году я закончил машину, которая мне была интересна. Никогда не помню, когда начинал делать машину. Самое лёгкое - это начать: шашки наголо - порубили, а потом начинаются сложности, кончается терпение.
Но даже я не фокусник, чтобы собрать мотоцикл из металлолома. Просто на тот момент мотоцикл с коляской «Днепр 11» сам был металлоломом. Пришли люди и спросили: «Не нужен мотоцикл?» и цену назвали ниже, чем он стоил. Мы посмотрели. «Днепр», хоть и провалялся на улице 15 лет, завёлся сразу. Вдвоём с помощником потратили 12 дней, чтобы его сделать, «поставить на ноги». Так появился наш Сrazy bike.
Иллюзия старости
- Почему так зверски выглядит - ржавый и страшный, как из фильмов ужасов?
- У меня ещё куча таких «уродцев», сделанных в постапокалиптическом стиле «дизельпанк». Механика имитирует двигатели 20-х годов прошлого века. Вид у машин - как после конца света. Они из разных частей: что-то - от катера, что-то - от машины или велосипеда. Важно создать видимость, что металл постарел в бурях апокалипсиса. Состариваем машину вручную: сами делаем всю ржавчину, все помятости, даже имитацию паутины в салоне. Поэтому первый вопрос зрителей на автофестивалях: «Она ездит?» За два года в стилистике постапокалипсиса я собрал скутер, два велосипеда и два автомобиля - всего шесть машин. В сентябре этого года один из таких автомобилей, созданный на основе «буханки», на фестивале «ЮгМоторШоу» взял приз зрительских симпатий.
- Почему стиль постапокалипсиса?
- Работать в этой стилистике мне легко и интересно. Не люблю делать гладкие машины - дело муторное, быстро надоедает. Это только кажется, что гладкую машину сделать просто. Сейчас у меня стоит мотоцикл, из которого надо сделать конфетку. Если не заставлю себя начать работу хотя бы через месяц, продам на запчасти. Другое дело - эти панки-страшилы, для души.
- Как народ реагирует, когда вы на такой «страшиле» на дорогу выезжаете?
- По дорогам на ней нельзя ездить - не соответствует требованиям безопасности. Эти машины только для выставок. На заказ просят сделать. Но этот постапокалипсис на заказ не делаю и не продаю. Машины стоят во дворе. Реакция людей мне не всегда понятна. Часто говорят: «Машина-убийца» или «мотоцикл-дьявол». Это с головой непорядок. Мне понравилась реакция женщины средних лет на машину, к бамперу которой на выставке я прицепил сзади ботинки. Она долго ходила вокруг. Когда я вышел из машины, со слезами меня догнала и сказала: «Это самое ужасное, что я видела». Вот это признание.
Кого рожает автопром
- Байкеры и раллисты, как правило, не гоняют по улицам, не нарушают правил движения. Почему остальные считают, что нарушения - это круто?
- Потому что не понимают опасности. Выезжая на мотоцикле, надо помнить, что все машины хотят тебя сбить. Любая ошибка мотоциклиста стоит ему жизни. Машина создаёт иллюзию безопасности. Но в реальности безопасность и не обеспечит, если ею не уметь пользоваться. Еду недавно, впереди меня на скорости 100 км/ч виляет новенькая машина, я на мотоцикле пристраиваюсь рядом. За рулём женщина - перепуганный взгляд устремлён в лобовое стекло. За всё время она ни разу не взглянула на панель управления, не говоря о зеркалах. Начинать нужно с воспитания будущих водителей. Я каждый день вожу ребёнка в школу. Привожу пример: на пешеходном переходе останавливается машина, из неё выходят и идут родитель с ребёнком. Остальные школьники, без родителей, перейти дорогу не могут. Ребёнок вырастет и будет так же себя вести.
- Ваше отношение к идее возрождения российского автопрома?
- Семейство последних ВАЗов не выдерживает критики. Их дизайнер матрёшки раньше делал. Откуда эти «пузаны»? Если матрёшку разделить пополам, получится ВАЗ-12, если прикрутить фары, то «Приора». Возрождать там нечего. Российский автопром надо «рожать». И вкладываться в дизайн. Вся механика продаётся. И ориентироваться надо на Запад, всё-таки кое-что там можно перенимать.