Главный джин «Золотого кувшина»

   
   

Актер и режиссер, элегантный конферансье и поэт, певец и драматург, преподаватель сценического мастерства и просто любимец студенчества, среди друзей и учеников «Карабас Барабас», а точнее худрук Театра кукол «Золотой кувшин» Станислав Хаджимусович любит жизнь во всех ее проявлениях.  

Его многогранная натура не признает работу из-под палки – Стас (так зовут его друзья) занимается любимым делом, 20 лет счастливо живет в браке. Прекрасный отец и любящий сын, он умеет наслаждаться жизнью и ходит у нее в «любимчиках». Этот год начался для него с сольного концерта – студенты АРКИ пели песни на его стихи.

Стихотворения – громко сказано!

- Станислав, при стольких талантах вы избрали зависимую профессию актера. Сказалось женское влияние, которым были окружены с детства?

- Честно? В театр попал случайно. С 4-5 лет вел «закулисную» жизнь - тетушка работала в театре, я видел все постановки. Но особого интереса к театру не проявлял. Занимался бальными танцами, стрельбой, волейболом. А в военном училище, куда ринулся за жаждой подвигов, записался в драмкружок. Корысти ради, чтобы не вкалывать по субботам на хозработах.  Но дисциплина - это не по мне. И я сбежал домой. В Майкопе на заводе «Дружба» проработал 3 месяца. Однако ездить к 6 утра на работу было  немыслимо. Отказался от консервного завода и макаронной фабрики. А в 1979 году я решил съездить в Москву на праздники и просто уволился, никому ничего не сказав. Через некоторое время собрался семейный женсовет. Решение однозначное:мое место в театре. Но моя мудрая тетушка Тамара предупредила: «Он попробует профессию с самого низа» и устроила меня монтировщиком сцены. Полгода таскал декорации, сгружал-разгружал. Это при моей «любви» к физическому труду! На счастье, из театра уходил радист, и я 3 года проработал радистом. Если сосчитать, у меня за плечами профессий 10-12. Одна из самых «крутых» — специалист цеха внестудийного спецосвещения в Останкино. За полгода на Центральном Телевидении участвовал в съемках сюжетов для программы «Время», «Москва и москвичи», «Сельский час»,  «Служу Советскому Союзу», трех «Утренних почт», телефильма «Письма с фронта». Так что жизнь побросала,и я безумно этому рад. После Москвы попросился в труппу театра. С 1 октября 1983 года начался мой творческий путь. 

- Говорят, актер — не призвание, а диагноз. Чем дорога эта зависимая профессия?

- Актер — состояние души. Наличие диплома — еще не гарантия образования, как и наличие звания — не гарантия мастерства. Если вышел на сцену, не стоит даже пытаться обмануть зрителей, особенно детей. Если плохо работаешь, начинается шорох фантиков, хруст попкорна. Взрослые более тактичны: хорошо, если молча уйдут в антракте. Но если во время спектакля... Ночами не спишь — переживаешь: что не так? Выходить на сцену, чтобы отработать зарплату — да начинать не стоит! В театр приходят не для зарплаты. 

   
   

- Когда вы впервые начали писать стихи?

- Я вас умоляю! Стихотворения – громко сказано.  Просто бред, как у всех 17-летних, любовный. Естественно, о неразделенной любви – «страдания» на тему: я-то тебя люблю, а ты?! Сам не испытал неразделенности, но на время срифмовал четверостишье: «Они встречались во дворе, шутя, смеясь, играясь. Так и закончилась любовь, почти не начинаясь». Что-то потом пописывал в армии, даже тетрадка за 79-й год сохранилась. Но это, повторяю, полный бред, который и стихами-то назвать нельзя.

- А что для вас значит «поэзия»? Где стихи, а где – графоманские потуги?

- Истинная поэзия – это Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Мандельштам, Цветаева. Вечное, незыблемое, что существует вне зависимости от нашего к нему приобщения. Стихи – это если ты Богом поцелованный, если за плечами Литературный институт, если, как Бродский, иначе не мыслишь свое существование. А мои опыты в данной сфере - скорее вирши. Мысли, которым я пытаюсь придать стихотворно-рифмованную форму. Часто пишу для друзей: поздравления, эпиграммы, слова к памятным датам. Когда-то давно Казбек Меретуков ставил в драмтеатре сказку, к 5 или 6 песням которой я написал тексты. Потом писательство забросил. Начал вновь в августе 2008 года, когда был в отпуске. В те злосчастные дни мои друзья - Заур Зехов, талантливый актер, учитель, и Миша Арзуманов, любимый композитор - попали в аварию. Посвященные им вирши: «Я знаю, это все пройдет, пройдет лечение, потом пройдет массаж. И снова в путь рыбалка позовет армяно-кабардинский экипаж». А еще знал: Мишу Арзуманова после аварии с больничного вытащит работа. Я предложил написать музыку на мои «вирши». В тандеме с Арзумановым написано более 25 песен, в мае 2009 года вышел Мишин сборник, половина песен - на мои стихи. А 19 января этого года на первом «сольнике» прозвучало 6 песен из старого сборника, 8 совершенно новых. Есть у нас целый блок детских песен и масса задумок.

- Почему именно детских песен?

- Волею судеб я много раз был членом жюри республиканских и городских детских фестивалей. Не по душе, когда педагоги выставляют 11-летних девочек на сцену в коротких топиках и юбчонках, и те, пародируя (иначе не скажу) движения взрослых теть и дядь из телеящика, надсадно поют о несчастной любви и многочисленных страданиях, которые им, даже учитывая акселерацию молодого поколения, просто неведомы. Нельзя учить детей на текстах, смысл которых им непонятен.

Хорошего вам вкуса!

- Но ведь и вы начинали с любовных четверостиший...

Так потому их стихами и не считаю! Критически отношусь к тому, когда дети 6-8 лет читают проникновенные стихи об ужасах войны, зверствах фашизма, расстрелах, массовых захоронениях. Для меня это звучит дико. Есть же современные стихи и песни для детей – почему о них не знают? Хотя, положа руку на сердце, «Пусть бегут неуклюже…» порядком устарела. Вот мы с Мишей и написали ряд детских песен. При содействии Минкульта РА эти песни разосланы по детским садам, школам искусств. А для взрослых - лирический цикл о любви, среди которых даже две казачьи - сейчас поют  «Казачата», две песни - у «Шпаргалки». Я плотно сотрудничаю с джазовым ансамблем Валерия Просандеева «Коктейль-бэнд»: у них в репертуаре  четыре моих песни, в работе еще три. Валера пишет в моих любимых жанрах: блюз и шансон. Закончена аранжировка «Майкопского блюза», написанного к Дню города. 

Не «Муркой» единой

- Известно, что само понятие «шансон» на российских просторах приняло определенные формы и значение: нечто приблатненное, разбавленное ненормативной лексикой. Ваши стихи такого же плана?

- Ошибаетесь! Как и многие другие. И в восприятии понятия «шансон», и в стихах. Недавно очень серьезная организация попросила подготовить им к празднику концерт. Когда предложил шансон, насторожились: «Мурка»? Я успокоил: нет! Не «Муркой» единой жив шансон. Он разный, даже чекистский бывает. «Я в весеннем лесу пил березовый сок» - Михаил Ножкин написал песню в стиле шансона, фильм «Неуловимые мстители» с ней - о разведчиках. Но шансон шансону рознь. У меня дома целая коллекция – в свободную минуту люблю послушать, отдохнуть душой.  

- Как к вам приходит вдохновение?

- Высокопарно сказано. Не обо мне. Я ленив, тяжел на подъем. Смотреть, выпучив глаза на белый лист, и мучительно «рожать» строку – не по мне. Если «пошло» - пишу, нет – откладываю в сторону. Значит, еще не время. Строки сочиняю в маршрутке, по пути на работу. Часто стихи адресные. Песня «Кореша» в исполнении «Коктейль-бэнда» - лучшим друзьям. Другой сюжет подсказала бывшая одноклассница, есть песня-подражание «Давай попробуем вернуть» - был такой хит 70-х. Вообще я люблю эстраду того времени. Какое многообразие исполнителей, стилей, жанров! «Песняры», «Ялла», «Сябры». Можно перечислять до бесконечности! И ни один ВИА с другим не спутаешь. Лучше их сейчас никто не поет. «Живой» звук, виртуозное владение инструментом. А голоса! И тексты, которые несли мысль! Это вам не «Муси-пуси», не «Я беременна – это временно» - неприхотливые однодневки на потребу такого же неприхотливого зрителя. 

Моя любовь — сюжет «Кавказской пленницы»

- Вы увлекающийся человек и прекрасный семьянин. Как эти два качества в вас уживаются? Что думает по этому поводу жена?

 - Мы прожили с Рулетой душа в душу 20 лет. Увидев ее впервые, стройную, тонкую,  я вскоре забыл о красавице. А потом встретился с ней в компании друзей. Чувство вспыхнуло сразу! Как-то выехали на реку Белую, на шашлыки. Там в одну секунду решил: по адыгскому обычаю украду землячку. Друзья так и ахнули, а будущая невеста вообще не подозревала о «коварном» плане малознакомого жениха. Даже когда в машину силой усадил, привез к матушке домой знакомить, а друг в это время поехал за ее родней  в аул. Уговаривал стать моей женой, обещал золотые горы часа два. И уговорил-таки! Поначалу ей со мной трудно было. Любитель «богемной» жизни, я не сразу успокоился. Но Рулета оказалась умной и терпеливой. К тому же для двоих моих детей отец должен быть примером.

-  Не жалеете, что старшая Оксана и наследник, первокурсник  МГТУ Тимиркан не пошли по вашим стопам?

- Я даже рад этому! Как сказал сын: «Два артиста в одном доме – перебор». И хотя с творчеством они даже не на «Вы», чувство юмора имеют и очень много читают. Тимур даже отдельную библиотеку собрал. Ни жена, ни дети не пропускали ни одного моего спектакля. Но для меня их мнение  необъективно, это мнение зрителя. В театре есть только 2 человека, к кому прислушиваюсь. Я не стесняюсь учиться. Заур Зехов никогда не говорил: «Это неправильно», не обрезал крыльев молодым. Стараюсь также поступать со студентами театрального отделения АРКИ, с актерами Театра кукол. Работа на доверии

- Чем нравится работа с Михаилом Арзумановым? Не бывает творческих споров: пишу текст и вижу танго, а композитор - блюзы да фокстроты?

- Как не спорим? Я на минуточку адыг, между прочим. Кавказская кровь дает о себе знать. Но с Мишей работается легко – я ему доверяю. Пишу текст, он работает и над музыкой, и часто над названием песни. Так появился «Хозяин неба». Он прочел стихи, потом и говорит: «Тебе герой никого не напоминает? Это же Заур Зехов! Посвятим ему песню и назовем «Хозяин неба». В августе прошлого года решили на основе детских и нескольких лирических песен написать пьесу для Камерного музыкального театра. Сели втроем с драматургом Галочкой Ладяновой и начали вспоминать свое пионерское детство. Так в сценарии появилась «любовная» линия. А потом я пристал к Мише: «Сделай песню в стиле уляпских страданий!» Он четко поймал стилистику, и либретто готово. 

От имени женщины писать легче

- Стас, чем сегодня живете? Кого считаете кумиром среди поэтов-песенников?

- К 35-летию окончания школы, к встрече одноклассников обязался записать диск для друзей из 10-12 песен. Уже готовы пять песен, две в работе, на подходе еще три. Этот диск – подарок школьным друзьям. Много песен написано от лица женщины. Их писать даже проще. Моя героиня – образ собирательный. За столько лет женскую психологию изучил до мелочей, подключил любовные рассказы студентов. Много стихов пишу на заказ. Пишу и мелодии – Валере Васьковцову написал песни для «Билайна», «Минуты славы», «Поля чудес». Кумира-песенника нет. Но из поэтов люблю и ценю Леонида Филатова. Его пьесы – кладезь для молодежных театров! Со студентами прошлого набора поставил два спектакля – «Про Федота-стрельца, удалого молодца», дипломный – «Эликсир любви». Под влиянием Филатова написал и сам «Курочку-рябу», «Стрекозу и муравья», «Колобок как предчувствие», «Старик и золотая рыбка»  - свой взгляд на знакомые сюжеты. Но отдаю себе отчет: таких сказок, как у Филатова, не напишу никогда. Поэтому в планах – концерт с Валерой Просандеевым и «Коктейль-бэндом». Если к осени распишусь, выпущу сборник песенных стихов. Не для продажи – для души. Я выполнил все, о чем мечтал в своей песенно-творческой деятельности. Написал песню о Майкопе, посвященную погибшему на войне деду, песню «Мама» для моей матушки – её вовсю распевают в Москве. Остальное подскажет время.

Смотрите также: