Он вырос за кулисами. С пяти лет выступал на профессиональной сцене, рядом с отцом и матерью. Три поколения его семьи отмечали Международный день танца как профессиональный праздник.
- Мне на репетициях доставалось от отца - солиста «Нальмэса», потом главного балетмейстера «Исламея» - больше других. Можно сказать, что и особого выбора в жизни у меня не было. Но об этом никогда не жалел. Наверное, потому что в танце родился! - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» Аслан ХАДЖАЕВ в канун профессионального праздника танцоров.
«Талант жалеть нельзя!»
- Аслан, вы носите фамилию, которая широко известна в среде российской танцевальной культуры. Никогда не давила на сознание слава предков?
- Ещё как придавливала! Особенно когда был студентом училища и потом, когда солировал в ансамбле. Представьте, в те годы отец - художественный руководитель «Нальмэса», мать - заслуженная артистка, дед - вообще легенда народного адыгского танца. Хотя ученик я был неплохой - училище закончил с красным дипломом, но желание стать в танце лучше отца толкало иногда к экстремальным поступкам.
Я учился, когда отца, худрука «Нальмэса», вызвал заведующий хореографическим отделением училища Амербий Кулов из-за того, что я зациклился на том, чтобы делать трюки на коленях. Целыми днями я в наколенниках пропадал в репетиционном зале, отрабатывая номер. Это я потом понял, что мы же не в цирке работаем. В танце превалирует хореография. Так что спорить с мэтрами даже не пытался - авторитет Амербия Кулова и Мурадина Хаджаева был непререкаемым. И я поднялся с колен. Так же не позволяю спорить со мной студентам. Дисциплина должна быть жесточайшая!
- Танцовщик - профессия травматичная, малооплачиваемая, из которой уходят молодыми. Во имя чего такой энтузиазм?
- Да, травматичная. Но если хочешь чего-то достичь, жалеть себя нельзя. Травмы были разные - разрывы крестообразных связок на обоих коленных суставах, самая сложная - разрыв ахилла. Ахилл - единственное, что мне сшили. Но я об этом не думал. Получая травму, чувствовал раздражение только по поводу того, что теряю время. Тугая повязка - и на сцену! А что касается оплаты труда, мой отец говорил: если человек - профессионал в своём деле, он всегда заработает на жизнь. Но я работал не за деньги - это не самое важное! Поверьте, в свои 39 лет могу с уверенностью сказать: если человек с мизерной зарплатой не танцует, он и с огромной танцевать не будет. Я работал по контракту за рубежом и в России. Видел!
- В чём сегодня проблема народного танца?
- Недобора в колледж на хореографию нет, но нет и возможности выбирать. А танец - это в первую очередь жёсткий отбор. От того, что нет притока молодёжи, снижается качество танца. Хотя скажу, что текучка в ансамблях - процесс нормальный. За 11 лет, что я проработал в Японии, у нас состав изменился полностью, то же самое в «Нальмэсе». Но кадры молодые нужны! А людям приходится искать, где бы подзаработать.
Очень часто - в период отпусков на побережье. Почти из каждого кафе слышна адыгская музыка, мини-ансамбли танцуют народные танцы. Я не хочу никого судить и корить, объясняя это тем, что людям просто необходимо прокормить свои семьи. Но лично я бы этого не делал. Один раз попробовал - и зарёкся на всю жизнь! Лет 15 назад серьёзное развлекательное заведение пригласило меня (я тогда работал в Кубанском хоре) отработать вечер за очень приличные деньги. Но для меня этот вечер был смерти подобен!
Хочу в «звёзды»!
- Кавказ всегда славился своими танцами. Но уже который год подряд на детских конкурсах в Адыгее лидирует эстрадная песня. Почему?
- А что удивительного? Где «крутятся» деньги, туда и идут! Конечно, есть дети, которые искренне любят танец. Но их с каждым годом всё меньше. Не последнюю роль в этом выборе играют родители. И в принципе, дальнейшая судьба чада выкраивается по определённым лекалам: во что бы то ни стало блеснуть талантом в Москве. Хотя там своих певцов - море. Но, как всегда, полагаемся на авось.
И ещё: мало мы просвещаем наших детей. А ведь в мире есть много мест, где можно неплохо зарабатывать именно танцем. Сколько танцевальных шоу по всему миру, где на сцену выходят российские артисты! Условие одно: высокий профессионализм, знание культуры народа, чьи танцы исполняешь.
«У танца нет рекламы»
- У нас разве нет такой возможности?
- У танца нет рекламы. В Майкоп в кои веки приезжает знаменитый танцевальный ансамбль. А много народу пришло на его выступление? Полупустой зал! А «Легенды Грузии», которые работали в Краснодаре? Кто-то поехал? Никто! Зато когда сюда приезжает какая-нибудь сомнительная «звезда», которая не слезает с экрана телевизора, полный аншлаг!
Сейчас к нам должны приехать уникальные исполнители, известные всей Европе, - мужской хор «Пересвет». Билеты недорогие. Посмотрите потом на наполняемость зала... Вот вам национальная идея «в действии»!
- Чем вы объясняете такую ситуацию?
- Нет пропаганды профессионального искусства. Поэтому оно не востребовано. Я очень уважаю ребят, которые по собственной инициативе устраивают в Черёмушках «адыгэ джегу», не забывают о народном танце, приходят на встречу адыгского Нового года, были и на празднике Национального костюма. Но потом они уходят «в юристы и экономисты». Можно придираться к государству, требуя от него национальной идеи. Но, может, в этом виноваты и мы? В Грузии много негосударственных самодеятельных танцевальных коллективов, которые в мастерстве не уступают профессионалам и не перестают танцевать даже в трудное время. Чем это объяснить, не знаю. Но факт! А у нас кому нужны юношеские коллективы? В Адыгее есть «Зори Майкопа», «Майкопчаночка», да в АГУ ансамбль «Нарт» - всё! И профессиональные наши ансамбли, где постоянный кадровый голод.
Наверное, стоит задуматься, почему сегодня, как грибы после дождя, растут клубы фламенко, восточного, ирландского и индийского, но не адыгейского танца.
- Вы были единственным танцовщиком Кавказа, которого звал к себе солистом в ансамбль танца народов мира сам Игорь Моисеев. Не жалеете, что отказались?
- Сейчас уже нет. Считаю, что моя жизнь удалась и мне жаловаться грех. Но в молодости бывали моменты, когда сильно жалел, что отказался от такой чести. Я преклоняюсь перед талантом этого человека. Создать новое направление, новый стиль в народном танце, которому до сих пор аплодирует весь мир, - для этого надо быть гением.
ДОСЬЕ
Аслан Хаджаев родился в 1973 г. в Майкопе. Танцевал с 5 лет в ансамбле «Нальмэс». Закончил хореографическое отделение Майкопского училища искусств, затем - Краснодарский университет культуры и искусства. Танцевал в «Исламее», «Нальмэсе», Кубанском академическом казачьем хоре. Преподаватель национального танца в республиканском колледже искусств имени У.Х.Тхабисимова.
Смотрите также:
- Шоумен Дмитрий Богатый: «Сегодня «звездами» становятся люди из интернета» →
- Нафисет Айтекова–Жанэ: «Не критикуйте кавказскую эстраду» →
- Интервью с руководителем Государственно филармонии РА →