Интервью с руководителем Государственно филармонии РА

Фото: АИФ

   
   

В своей жизни он отдаёт предпочтение классике: в отношениях между людьми, предпочитая открытый диалог пересудам за спиной, на сцене: «классика» - значит «образец», а вторсырьём кормить зрителей он не привык.

- Слово «филармония» в переводе с греческого означает «любовь к гармонии». А мы об этой гармонии забыли! Не отсюда ли наша любовь только к рекламируемому продукту, а не к тому, который полезен на самом деле? - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» генеральный директор и художественный руководитель Государственной филармонии РА, профессор Заур ХОТ.

Мекка для классики

- Заур Цикузиевич, в юбилейный для филармонии год 40-летия о чём пожалели больше всего?

- Как-то непривычно начинать разговор с «минора». За 40 лет существования филармонии я пожалел только о том, что в 1993 году ушёл с поста директора в руководителя образованного тогда комитета по туризму. Но всё равно филармония была и остаётся моей родной стихией. Хотя каждый из её директоров вложил что-то своё в историю лучшей концертной площадки РА. Филармония - это мекка для классической музыки. Её основная задача - пропаганда в первую очередь классики. А развлекательные концерты и спектакли - не филармоническая работа. Но мы занимаемся и ею - для расширения вкусовой палитры слушателей.

- Вы поэтому, вопреки рейтингам, приглашаете в филармонию классических исполнителей?

- Не рейтинг определяет вкус. Сцена филармонии - не для «однодневок»! Я долгое время был директором музыкальной школы. И поверьте, должно смениться не одно поколение зрителей, чтобы классика опять заняла в нашей жизни потерянную нишу. У нас сегодня нет системы воспитания. Чтобы вкус ребёнка не зависел от вкусовщины преподавателя. Когда педагог начнёт вместе с детьми ходить на симфонические концерты, будет толк. Когда родители с малых лет приучат ребёнка слушать классику, обсуждать услышанное, будет вкус. Когда перед глазами - талантливые и успешные музыканты, будет смысл самому прилагать усилия. Но это сложно и требует времени. А нам некогда!

   
   

А классических исполнителей приглашаю потому, что только классическая музыка образовывает человека. Нет в музыкальном мире такого понятия «шансон»! В переводе с французского это просто «песня». А у нас это почему-то - целое направление. В основном, блатные песни. Чему могут научить? Жизни? Никогда! Чувствам? Я вас умоляю! Можно на середине песни уйти, вернуться через час - ничего не потеряешь, те же три аккорда. Хотим жить по мировым стандартам, а зарабатывать на хорошей музыке не научились!

Иногда провожу параллель: в один день идут два концерта: в филармонии знаменитый ансамбль «Берёзка», лучший коллектив мира, в концертном зале - восходящая «звезда» эстрады. Куда идут родители? Мать пожалеет 500-600 рублей для истинного искусства, но выложит 2500 за суррогат шоу-бизнеса.

Не учим любви

- Темирканов сказал: «СССР - это тюрьма. Но в этой тюрьме пропагандировалась классическая музыка». Сейчас мы свободны. Пропаганда уже не нужна?

- Нужна в десятикратном размере! Упущено много - мы 20 лет подряд после распада СССР уничтожали нерентабельные музыкальные школы. Это при том что советской системе музвоспитания не было равных. Да, были невыездные музыканты. Но чем в те годы можно было «утереть нос» загранице? Великим искусством. Любой зал вставал, когда на сцену выходили Рихтер и Ростропович, Гилельс и Архипова, Плисецкая и Васильев. Это была не свобода, это была политика. Но на неё не жалели денег. Не ракеты, а ансамбль Игоря Моисеева, хор Пятницкого, «Нальмэс» представляли державную мощь.

А что пропагандируем сейчас? Когда к нам приехала Казарновская, кто снимал и показал по ТВ её концерт? А «Берёзку» - величайший танцевальный ансамбль мира? Историю Сергея Есенина в исполнении «Молодого балета Кубани»? Или концерт трёх лучших баритонов России? Что говорить? Когда мы готовились к празднованию 40-летия филармонии, «Национального достояния России-2010», не смогли подобрать из архивов ГТРК песни в исполнении молодой Розы Шеожевой, Гошнау Самоговой, мелодии Умара Тхабисимова. А кто сейчас обогащает фонды ТВ концертами Тамары Нехай, Чеслава Анзарокова, Аслана Тлебзу, «Отрады», «Русской удали», симфонического оркестра - лучшего коллектива юга России? Это же живой звук, наша история! В Адыгее 4 театра, «Нальмэс», «Исламей», коллективы госфилармонии. Где спектакли и концерты, снятые ТВ?

Да, в СССР была навязанная идея. Но благодаря ей в конце 60-х у нас стали открываться музыкальные школы (до 1965 года в Адыгее школа была одна). А какой наплыв учащихся, какой престиж! На последние деньги родители покупали пианино, отдавали детей в школу. В училище, открытом в 1960-м году, конкурс на фортепианное отделение - 7-8 человек на место. Тогда даже взрослые люди заканчивали заочно-вечернее отделение музучилища. Тогда главным было то, что ребёнок приобщался к прекрасному. Дети были заняты делом. А сегодня родители хотят видеть детей богатыми. Но всё реже слышно: счастливыми.

- А разве много зарабатывает музыкант?

- Мыслим стандартно: музыкант - вечно нищий человек. Не верьте! Классическая музыка любит талантливых людей, которые далеко не бедствуют. Таланту музыка даёт свободу! В творчестве это главное. А разве наши музыканты плохо живут? Аслан Тлебзу, Тамара Нехай, Магомед Дзыбов собирают полные залы! И виден рост артистов.

Такому профи как Тамара Нехай подвластны все жанры: от эстрады до фольклора и русского романса. Аслан Тлебзу недавно виртуозно отработал целый концерт в сопровождении симфонического оркестра - его серьёзную музыку зал встречал «на ура». На этом концерте выступил Магомед Дзыбов. Но не как певец, как виртуоз-гармонист. Всё это ищущие, амбициозные музыканты, поэтому они обречены на успех!

Считаю, что настоящий талант должен быть амбициозен. Почему пустует треть зала на концертах Казарновской? Потому что сами не хуже? Бред! Лень и гордыня мешают. 65% музыкантов не любят музыку и детей не учат любви.

Смотрите также: