Пополнение идёт в основном за счет памятников археологии - дольменов, курганов, святилищ и древних городищ.
- Для сохранения объектов культурного наследия нужны жёсткие меры в законодательстве, и прежде всего, стоит запретить использование металлопоисковой аппаратуры, - считает начальник управления по охране и использованию объектов культурного наследия республики Адыгея Рустем Ципинов.
Наше наследие
- Рустем Касеевич, накануне Дня археолога Адыгея получила большой подарок - на территории республики был найден древний ансамбль из 9 курганов и 12 подкурганных дольменов. Как вышло, что он так долго «скрывался» от людских глаз?
- Очень много объектов находится на территории лесного фонда, в Кавказском природном биосферном заповеднике. Места труднодоступные - чтобы их исследовать, сотрудникам приходится пешком проходить десятки километров там, где невозможно проехать даже верхом на лошадях. Сегодня в списке объектов культурного наследия - почти 3 тыс. единиц. В 1993 году, когда была проведена первая инвентаризация, их было 800. Хочу сказать, что Адыгея - один из немногих субъектов, где этой работе уделяется большое внимание со стороны органов власти. Глава республики Аслан Тхакушинов оказывает необходимую поддержку - только в течение последних трёх лет на сохранение объектов культурного наследия было направлено около 15 млн руб. По мнению наших учёных, археологов Эрмитажа и музея Востока, в Адыгее может быть сосредоточено от 5 до 8 тыс. памятников археологии. В основном это курганы, насыпи, попадаются могильники, святилища и городища. Можно сказать, в республике представлено всё разнообразие памятников археологии.
Что касается последней находки в посёлке Первомайском, это уникальный объект. До его выявления ближайшим расположением мегалитических памятников был посёлок Каменномостский с его известным дольменом «Хаджох-1». Теперь это расстояние существенно сократилось.
«Тайные раскопки»
- На части этих объектов уже побывали «чёрные» археологи. Как бороться с грабительскими раскопками?
- Нет «чёрных» или «белых» археологов. Есть учёные, которые проводят исследования, а есть грабители, или как их ещё называют - «гробокопатели». Масштабы таких варварских раскопок огромны по всей стране! Изменить ситуацию могли бы коррективы в современном законодательстве. В первую очередь необходимо отменить использование металлопоисковой аппаратуры частными лицами. Даже не узаконить, а запретить. Зачем частному лицу металлоискатель? Сейчас эта техника в свободной продаже. В итоге все занимаются поисками клада. Второй момент - работа правоохранительных структур.
- В прошлом году варварским способом был раскопан курган в Шовгеновском районе. Чем закончилось расследование?
- Грабительские раскопки проходят иногда даже с лицензиями - так называемыми «открытыми листами». Археологическая экспедиция, которую возглавлял, кстати, известный учёный, экскаватором разрушила курган, центральное погребение было полностью разграблено. После, мы выезжали с нашими специалистами, - даже ни одного кусочка керамики не осталось. К сожалению, до уголовного дела не дошло, из-за того что было наличие «открытого листа» - лицензии на проведение раскопок.
Новый век туризма
- Случаи, когда памятники истории разрушаются «официально» - во время строительных работ, всё чаще звучат в СМИ. Какова ситуация в Адыгее?
- Таких случаев в республике практически не бывает. До начала строительства, скажем, гостиницы или новой дороги проект согласовывается с разными ведомствами, в том числе с управлением по охране и использованию объектов культурного наследия Адыгеи. Благодаря этому удаётся сохранить имеющиеся памятники, а иногда и найти новые. Кстати, сейчас в Адыгее работают экспедиции на трёх объектах, которые были обнаружены при возведении газопровода «Самурская - Сочи». Одна магистраль даже получила название по найденным находкам - Псенафа. Ещё один объект был обнаружен при реконструкции линии электропередач в Тахтамукайском районе.
- Есть ли возможность у туристов увидеть найденные объекты?
- Управление заинтересовано в том, чтобы включить объекты культурного наследия в сферу туризма. Мы очень плотно сотрудничаем по этому вопросу с республиканским комитетом по туризму и курортам, с турфирмами. Если памятник располагается близко к маршрутам, он обязательно включается в экскурсионную программу. Информацию обо всех выявленных объектах страны можно найти в государственном докладе о состоянии объектов культурного наследия, который формируется на основе данных инвентаризаций в регионах. Для обычного туриста это своеобразное руководство к действию - куда можно поехать и что посмотреть.
- Кроме памятников археологии, в республике есть объекты истории, монументального искусства, архитектуры…
- Список довольно большой, и в отношении этой части памятников нужен новый формат работы - реставрационный. Острая ситуация на сегодняшний день по трём объектам - Гарнизонному дому офицеров, пожарной каланче и Свято-Ильинскому храму в станице Дондуковской. Мы работаем над тем, чтобы получить федеральное финансирование на проведение работ, включив все три здания в программу «Культура России».
- Археолог сегодня не самая привлекательная профессия. Как вы думаете, в чём причина?
- Научная работа вообще, к сожалению, не высоко оплачивается. Но даже в этой отрасли есть возможность зарабатывать. Все проводимые экспертизы, исследования, без которых невозможно использование объектов культурного наследия - платные. Но чтобы стать профессиональным экспертом, нужно много учиться, получить специальные допуски. Пока наши выпускники исторического факультета АГУ археологами быть не хотят.
Смотрите также:
- Кто за память в ответе. В Адыгее безнаказанно уничтожают дольмены →
- Кожжохские дольмены Адыгеи спасают волонтёры со всей России →
- Русский Стоунхендж. В Адыгее разрушают древние мегалиты →