В Национальном музее РА прошёл творческий вечер исследователя и мастера, заслуженного художника Адыгеи Замудина Гучева.
По старинному обычаю
Исследование и глубокое знание адыгских традиций для него не только работа. Адыгским традициям он следует и в жизни. Поэтому и свой творческий вечер он провёл по старинному обычаю - пригласил друзей в кунацкую (хачещ).
Стены хачеща украшают циновки его работы и небольшая коллекция шичепшинов из фондов Национального музея. В камерной атмосфере хачеща звучат мелодии шичепшина - старинные героические песни, песни-плачи, наигрыши.
«Хачещ - это общение друзей, единомышленников. Поэтому творческий вечер, на котором я подвожу итоги 40-летней деятельности, хотел бы посвятить именно им, моим друзьям и сподвижникам. Я бы хотел с ними поделиться своими соображениями об искусстве игры на камыле и шичепшине, о работе фольклорного отделения школы искусств и, конечно, о народной музыке. Мне особенно приятно, что вместе со мной выступят мои бывшие ученики - выпускники разных лет школы искусств имени К. Тлецерука. В их руках даже старинные мелодии адыгского шичепшина звучат молодо и ярко. А это значит, что наш фольклор жив, как и традиция игры на старинных инструментах», - рассказал Замудин Гучев.
Адыгский наигрыш звучит...
О заслугах мастера по сохранению и популяризации фольклора можно говорить часами. Он сберёг для всего адыгского народа древнейшее искусство плетения циновки «пуаблэ». Он не просто сохранил старинную технику изготовления адыгских музыкальных инструментов, а основал ансамбли аутентичной музыки «Жыу» и «Тыжын».
Потом стал инициатором открытия класса игры на шичепчине в республиканской детской школе искусств.
«У адыгов сегодня три вида шичепшина. Они демонстрировали на конкурсах игру на двух - традиционном двухструнном и нетрадиционном четырёхструнном», - подчеркнул З. Гучев.
Но только преподаванием музыки мастер не ограничивается. На уроках игры на шичепшине он обращается к истории адыгов, эпосу нартов, даже правилам адыгского этикета.
Повзрослев, многие его бывшие воспитанники продолжают идею подвижничества и тоже посвящают свою жизнь музыке. А некоторые пошли по стопам учителя и уже являются признанными мастерами по изготовлению шичепшина.
Замудин Гучев - автор уникальных изданий по адыгской культуре: «Искусство адыгской циновки» и «Учимся играть на шичепшине». Его энциклопедии «Атлас черкесского шичепшина» и «Черкесские камыли» были изданы на трёх языках - адыгском, русском и английском.
Известные японские фольклористы, познакомившись с творчеством художника, пригласили его как этнографа в Страну восходящего солнца для знакомства с культурой айнов - коренного народа Японии.
Во многом благодаря Замудину Гучеву адыгские инструменты и сегодня звучат в Адыгее. А шичепшин стал брендом региона и вошёл в топ-100 креативных практик оживления культурного наследия России.