Адыгейская люлька, золотые орнаменты Кабарды, серебряные тамги карачаевцев, кубанские картины на бересте, ростовская цветочная роспись, а ещё старинные обряды и традиции народов юга России собрал межрегиональный фестиваль.
По старинным лекалам
Фестиваль собрал участников из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, с берегов Кубани и Дона, дельты Волги, степей Калмыкии и ущелий Дагестана.
Зрителей встречали мастера-прикладники, делясь со всеми желающими секретами народных промыслов. Шичепшины по старинным лекалам изготовил известный в КЧР мастер Азамат Ашибоков, золотые и серебряные тамги карачаевских родов привезла Изабелла Дзагаштова, золотое шитьё в адыгейских орнаментах представила Гощефыж Абредж.
Мастер-прикладник из а. Джамбечи Ахмед Тлишев представил на суд зрителей и жюри фестиваля миниатюрное адыгское подворье, выполненное в технике плетения с детальной прорисовкой.
«Такие базы адыги строили высоко в горах. Там сушили собранные яблоки и груши, травы, туда после пастбищ загоняли скот. Потом всё это грузили на повозки и спускали в аул. Этот баз я делал месяц, всё, как в настоящем дворе: плетённый из лозы забор, крыши, выложенные соломой, только вместо мазанных стен - деревянные», - рассказал А. Тлишев.
Художница из Славянска-на-Кубани Евгения Смирнова покорила зрителей миниатюрными пейзажами на бересте.
Свадебный переполох
Самым популярным стал обряд свадьбы. Оказывается, многое мы о нём не знаем. У калмыков невесту в доме жениха встречают подарками и наказами родителей, а потом девичью косу под песни разделяют на две - символ замужней женщины, в косы вплетают золотые перевязи и дают невесте новое имя.
В кубанской ст. Анастасиевской, которая отметила 150-летие, до сих пор справляют свадьбы по сценарию вековой давности. Свадебные песняры многоголосья не знают нот, импровизируют на ходу, но никогда не повторяются.
Аульчане из Хабеза (КЧР) привезли в Адыгею старинный обряд боевой клятвы «Зэпэбаш», который был известен с XVI в.
Завершился фестиваль торжественным шествием и многонациональным хороводом на главной площади Майкопа.