В светящемся звуке. Аслан Хакуй - о даре Нальбия Куёка

«Нальбий Куёк был уверен: обществу во все времена нужны герои - ориентиры, на которые должен равняться человек. Что прославляют герои нартского эпоса? Мужество и силу, храбрость и трудолюбие, сострадание и доброту. Разве это не те самые вечные ценности, без которых социум просто обречён на погибель?», - считает заслуженный деятель искусств РА, режиссёр Аслан Хакуй.

   
   

От корней адыгских

- 20 июля адыгский мир отметит 85-летие со дня рождения поэта, писателя и драматурга Нальбия Куёка. Он стал классиком ещё при жизни. А каким запомнился он вам?

- Для меня Нальбий Куёк - это глыба. Философ, поэт, писатель, публицист от корней адыгских, но в масштабе Советского Союза, России. Он находил глубинный смысл в самых простых вещах, которые в жизненной суете редко замечаешь.

Я с ним встретился впервые много лет назад, когда после окончания ГИТИСА приехал в Майкоп. Во времена перестройки была славная традиция - организовывать творческие встречи деятелей культуры с народом. Создавалось что-то типа агитбригад, в которые входили актёры, писатели и поэты. Такой вот агитбригадой и мы отправлялись в поездки по всей Адыгее: выступали перед людьми, беседовали с ними об искусстве и жизни. И людям нравились эти встречи. В одной из таких бригад мы, молодые артисты, оказались вместе с Нальбием Юнусовичем, на тот момент уже очень известным поэтом и писателем.

Меня поразила простота в общении и трепетное отношение к нам, молодым, отсутствие даже намёка на снобизм и высокомерие. Он вёл себя с нами как с равными, как с коллегами и товарищами.

Без лозунгов о главном

- Чем лично вам, актёру, режиссёру и драматургу, близко творчество Нальбия Куёка?

- Своей человечностью, глубиной исследования внутреннего мира. Знаете, он никогда не писал о партии и комсомоле, о Ленине и производстве. У него вообще не было произведений-лозунгов.

   
   

Но он щемяще написал о засохшем дереве вишни, которое долгие годы росло перед отчим домом в ауле. Он вспоминал о том, как ребёнком сидел в тени его ветвей, где вили гнёзда прилетевшие скворцы, о долгих разговорах под этим деревом с отцом. Он говорил о том, как с человеком безвозвратно расстаются детство и юность, высыхая и погибая, как это дерево.

А сколько прекрасных стихов он написал для детей! На них воспитано не одно поколение. Их знают наизусть и произносят как скороговорки. Некоторые даже уверены, что это народные присказки, и сильно удивляются, узнав, что у них есть автор.

А его сказки о нартах! Будучи молодым актёром, я в нашем театре с наслаждением играл богатыря Сосруко в нескольких пьесах Куёка. Знаете, у него было такое лёгкое перо, что я усваивал текст после 3-4 прочтений. Играть было тоже легко, потому что всё, о чём он писал, хранилось у тебя в душе. И на сцене ты просто давал этому выход.

Во времена нашей совместной работы на телевидении Нальбий Куёк был для нас великой россыпью идей и тем для передач, которыми щедро делился с молодыми коллегами. У него, в отличие от многих, было панорамное мышление.

А как режиссёр я инсценировал в театре четыре новеллы из его философской прозы «Вино мёртвых». Считаю, что это один из его шедевров. По мысли автора, бессмертен род людской, потому что бессмертен человек, который находит в себе силы подняться после самого серьёзного испытания, как птица феникс из огня. Да, испить вино мёртвых придётся каждому, но жизнь, состоящая из светящегося звука и звучащего света, всё равно сильнее смерти.

Детский неликвид

- Произведения Нальбия Куёка переведены на 17 языков мира. По-вашему, почему они близки людям разных культур?

- Я убеждён, с момента появления на земле человека ничего не изменилось, за исключением научно-технического прогресса. Он как рождался, так и рождается, как становился на ноги, так и становится, как спал, так и спит, как ел, так и ест, как любил, так и любит. Вне зависимости от мест его проживания, человек хочет жить, воспитывать детей, вставать утром и встречать солнце, ходить по росе босиком. Нальбий именно об этих ценностях и писал. Поэтому его понимают во всех частях света.

Мы мало задумываемся о том, что в жизни, кроме разговоров о политике, для нас действительно важно. А Куёк со страниц своих книг нам предлагал: давайте поговорим о том, что важнее всего. Он умел разбудить мысль в своих читателях, желание честно взглянуть на самих себя.

- Огромный блок произведений Нальбий Куёк посвятил детям. А как сегодня обстоят дела с детской литературой?

- Нальбий Куёк не просто так много писал для детей, думаю, это черта всех настоящих русских писателей, таких как Пушкин, Толстой, Ершов, Бажов. В этом Нальбий Юнусович видел часть воспитания молодого поколения для будущей жизни.

Если же говорить о современном состоянии детской литературы, в частности драматургии, оно в большинстве регионов России, мягко говоря, удручающее, если не сказать страшное.

Недавно мне прислали сборник 500 детских пьес. Из них для постановки можно выбрать не больше 20. Всё остальное - такая чернуха, что словами не передать. Некоторые пьесы категории 12+ полностью (!) написаны матом.

Принято считать, что театр - это рупор времени. А рупор, как известно, с матом невозможен.

Но в стране проблемы не только с детской, но и со взрослой драматургией. Вы посмотрите афиши столичных театров: 80% - пьесы зарубежных авторов, 15% - русская или советская классика и только 5% - современная
отечественная драматургия.

Хорошо, что у нас организуют конкурсы драматургии. В прошлом году в АГУ интересно прошёл Международный конкурс литературных произведений для детей им. Киримизе Жанэ. Надеюсь, он станет ежегодным. Но такие конкурсы нужно проводить не реже 3-4 раз в год и с наградным фондом, учитывающим рост цен и инфляцию. Тогда будет эффект.

Тотем адыгского народа

- В одном из интервью Нальбий Куёк сказал: «Почему деградирует современная молодёжь? Потому что она не воспитывается в духе адыгэ хабзэ». Насколько был прав поэт?

- Знаете, помимо всего прочего, Нальбий Куёк был пчеловодом. Он любил наблюдать за пчёлами и нередко сравнивал социум с ульем. В улье живёт 28 пчёл, и у каждой своя задача: молодняк вырабатывает воск для создания сот, часть пчёл обслуживает матку, рабочие пчёлы вылетают в поля, делают всю основную работу в улье и так далее. У каждого - своя работа, но всех их объединяет забота о семье.

Проблема людского общества в том, что мы зачастую заняты не своим делом, и со временем появляется много факторов, которые нас разобщают. В обществе должна быть идеология - то общее, что объединяет людей. Например, для древних евреев это были 10 заповедей, для США - Декларация независимости, для СССР - Моральный кодекс строителя коммунизма. А адыгов веками объединяли 7 постулатов рыцарского кодекса адыгэ хабзэ. Сегодня этого нет. Отсюда и деградация.

- Но разве большинство этих правил не устарели?

- Разве вы называете секвойю, которая растёт более тысячи лет, устаревшей?Нет! С годами она становится только крепче. А вокруг неё создаются уникальные экосистемы. Если секвойя погибает, вместе с ней гибнут и эти экосистемы.

Так и рыцарский кодекс. Его насаждали веками, чтобы адыгское общество становилось крепче, развивалось, руководимое этими нормами. В них была жизненная сила народа - экосистемы, сложившиеся благодаря адыгэ хабзэ. А мы одним махом отказались от его канонов, и в итоге получили то, что имеем - жестокость и коррупцию, аварии на дорогах, наркотики и так далее.

Я не знаю, как с этим бороться. Наверное, прозрение придёт к нам, только когда дойдём до края и, оглянувшись назад, поймём, что пора возвращаться к истокам.