Андрей Ефименко считает, что культура такой огромной страны не должна финансироваться по остаточному принципу и что привлекать молодёжь в оркестр сейчас просто нечем.
«Культура России живёт просто по инерции со времен СССР», - считает музыкант.
Танго под балалайку
Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: - Оркестр Госфилармонии РА «Русская удаль» завершает сезон. Самые яркие моменты, которыми он запомнился?
Андрей Ефименко: - Это концерт с Дмитрием Риберо-Феррейра. Оркестр показал себя как единый организм. И сам Дмитрий предложил нам поучаствовать в его проекте обмена русской культуры музыки и искусства с испаноговорящим миром, показать наш коллектив на фестивале народных инструментов в Колумбии.
Запомнился концерт с участием народной артистки России Татьяны Бочтарёвой и ансамбля «Казачья душа». С ним мы поедем на Кубань и Ставрополье. А в сентябре будем участвовать в Параде оркестров в Краснодаре. Такие концерты и поездки - второе дыхание для оркестра.
- Вы говорите, что истинный музыкант - это энтузиаст и борец. Нормально, что культура держится на борьбе?
- Что делать, если о ней вспомнили только в 2014-м, в Год культуры? Сфера сейчас переживает сложные времена. В высших учебных заведениях целой страны педагоги остаются без нагрузок - учащихся всё меньше. В средних учебных заведениях нет конкурса. Популяризация профессии на нуле. Культура России живёт по инерции, движимая силой, заложенной ещё в советские времена.
- А как же Анна Нетребко, Денис Мацуев, Светлана Захарова - гордость России?
- Эти люди были воспитаны педагогами советской школы. Денис Мацуев поехал вслед за своим педагогом из Новосибирска в Москву. Педагог Светланы Захаровой, звезды Большого театра и Ла Скала, - это советская прима-балерина Людмила Семеняка. Поэтому я всегда с гордостью говорю: я воспитанник Майкопского училища искусств времён СССР.
Финская балалайка
- Если оставить в стороне высокие слова о богатой русской культуре, что остаётся на деле?
- Если бы российской культурой всерьёз озаботились, в музыкальных училищах появился бы конкурс на место, во всех культурных детских учреждениях не было бы отбоя от детей. Пока Россия, памятуя о своём величии, теряет учеников, в Хельсинки процветает балалаечный оркестр, который был организован ещё в 1910 году. Несмотря на свои 100 лет, Хельсинкский оркестр пребывает в добром здравии. В его составе около 30 музыкантов в возрасте от 30 до 60 лет. Конкурс в Хельсинкский оркестр - пять человек на место, у педагогов музыкальной школы в финской столице зарплата - 700-800 евро.
Балалаечники из Питера ездят в оркестр на подработку, а финские музыканты - в Питер на стажировку.
Балалайку - великий бренд России - любят и в Японии, и в Канаде. Только у наших педагогов средняя зарплата - 10 тысяч, а на Западе за мастерство игры на ней платят в разы больше. Скоро в России на балалайке некому будет играть.
Музыкант учится с детства 10-20 лет. Среди моих учеников много одарённых, стремящихся к знанию ребят - победителей и призёров самых разных конкурсов. Но для чего они учатся? Наверное, не для того, чтобы гитарист от бога стал студентом транспортного института, а отличный балалаечник - автомехаником.
Рубли культпросвета
- Ваше отношение к оптимизации культуры?
- В Большом толковом словаре русского языка слово «оптимизация» означает «выбор наилучшего варианта из множества возможных». Зачем нужно было искать лучшие варианты работы отрасли, которая и так была успешной? Культуре страны не были нужны реформы, была нужна поддержка. У нас были лучшие музыканты, лучшее в мире музыкальное образование. Культура приносила России уважение всего мира, гастроли наших театров и музыкантов считались событием мирового масштаба.
Но после реформ оркестрантов не хватает, из-за кадрового голода распадаются коллективы. Кому опыт передавать?
- Что же произошло с российским музыкальным образованием?
- Самое страшное - у детей отобрали мечту. Если бы культурой серьёзно занимались, профессиональным артистам подняли бы зарплату, отдельную статью расходов пустили бы на поддержку предпрофильного образования. Сейчас моя ученица поступает в республиканский колледж искусств им. Тхабисимова. Что будет, когда она окончит колледж и консерваторию? Жизнь на шесть тысяч?
Ребёнок, который решил посвятить себя музыке, должен знать, что после отличной учёбы его ждут в оркестре Осипова, в «России», в «Метелице», с достойной зарплатой. На них уже сейчас надо внимание обращать. А они у нас сорняками растут.
Мне импонирует, что в Адыгее развита система грантов для одарённых детей. Сейчас надо восстанавливать систему трудоустройства музыкантов.
Смотрите также:
- Штучная работа. Директор школы искусств о силе эмоции и потухшем взгляде →
- Интервью с единственным настройщиком фортепьяно в Адыгее →
- Кто на что учился? →