Топовое наследие. Замудин Гучев - о шичепшине и флешмобе нарта Ащэмэза

«Я считаю, что шичепшин во все времена своего существования - инструмент воспитания подрастающего поколения. Особенно мужчин. Человек не просто играет, он вслушивается в слова аккомпанируемой песни о храбрости, любви к родине, красоте мира. Как русская былина, руны карело-финской «Калевалы», японский эпос «Кодзики», - считает известный исследователь адыгской фольклорной музыки, заслуженный художник Адыгеи Замудин Гучев.

   
   

Оживление состоялось

- Бренд Адыгеи «Шичепшин» вошёл в топ-100 креативных практик оживления культурного наследия России. А лично вы насколько считаете это оживление удачным?

- Оживить удалось! Тому свидетельство - виртуозные исполнители игры на шичепшине, и не только в Адыгее, в России, но и в других странах.

Несколько лет назад ко мне пришли турецкие адыги - студенты строительного факультета Майкопского государственного технологического университета. Хотели научиться петь старинные адыгские песни. А вместе с пением стали осваивать игру на шичепшине. Много позже, при издании моей книги «Игра на шичепшине», к ней был добавлен диск с полным видеокурсом обучения в виртуозном исполнении одного из них - Эрхана Туркава.

Вернувшись после университета на родину, в город Дюздже, он увлёк игрой на шичепшине и своих друзей. Кроме того, с 2010 года на фольклорном отделении республиканской школы искусств им. К. Тлецерука я преподаю игру на шичепшине совсем юным ребятам. За эти годы выпустил, наверное, более 100 человек.

Недавно на сцене школы состоялся концерт нашей выпускницы, шичепшинао (исполнителя на шичепшине), лауреата международного конкурса «Звёздочки Адыгеи» Самиры Хаджимовой. А вместе с ней выступили 20 моих сегодняшних учеников, надеюсь, будущих шичепшинао.

   
   

В 2019 году, впервые в истории адыгской фольклорной культуры, в Госфилармонии республики прошёл сольный хачещ-концерт ещё одного моего ученика - лауреата международных конкурсов Дамира Гуагова. Вместе с Гупсой Паштовой они дважды участвовали в Международном конкурсе струнно-смычковых народных инструментов им. Тлепа Аспантайулы (Казахстан).

У адыгов сегодня три вида шичепшина. Они демонстрировали на конкурсе игру на двух - традиционном двухструнном и нетрадиционном четырёхструнном.

Требуются добровольцы!

- Судя по успехам ваших учеников, вы довольны итогами процесса возрождения игры на шичепшине.

- Не совсем. В Майкопе школа игры была организована при содействии министерства культуры и лично бывшего министра Газия Чемсо. Но дальше границ Майкопа процесс возрождения традиции игры на шичепшине, к сожалению, не пошёл. В районах серьёзных подвижек нет - районные управления культуры особо этим не занимаются. Причины называются разные: то педагогов нет, то инструментов.

Хотя мы предложили на базе республиканской школы искусств открыть курсы подготовки для педагогов, выпустили книгу «Игра на шичепшине» - та самая подробная методика обучения, о которой я говорил ранее.

Есть в Адыгее мастера, которым можно заказать инструмент: в ауле Хатажукай это Ахмед Ширинов, в Майкопе - Айдамир Потоков, в Адыгейске - Артур Абид.

Некоторые мои ученики тоже являются мастерами по изготовлению шичепшина. Я ведь возрождение игры на шичепшине начал в 1988 году с кружка адыгского народного искусства в школе-интернате № 1. Там с пятиклассниками мы сделали первые в их жизни скрипки, потом на этих инструментах они учились играть. Благо тогда был жив мой наставник, выдающийся шичепшинао Асланбеч Чич, который приходил в интернат и давал мастер-классы.

Сегодня из этих ребят выросли известные музыканты и мастера: Заур Нагоев, Хазрет Чич. Когда при Адыгейском госуниверситете организовали ансамбль аутентичной музыки «Жъыу», раскрылся талант Казбека Нагарокова. Все они играют на шичепшине, камыле, адыгской гармошке.

Сегодня в Майкопе существует целая школа игры на шичепшине. Ныне республика остро нуждается в этномузыкологах - тех, кто изучает традиционную музыкальную культуру и способен осмыслить богатейший архив, собранный в ходе фольклорных экспедиций.

О хачеще и кэндо

- На уроках игры на шичепшине вы обращаетесь к истории адыгов, эпосу нартов, песням, даже правилам адыгского этикета. Не многовато ли?

- Уроки игры на шичепшине без истории и эпоса адыгов, без аутентичных песен просто немыслимы. Ведь шичепшин - инструмент аккомпанирующий, а значит, без старинной песни тут не обойтись. А песни - это рассказы о жизни адыгов в прошлом (о труде и подвигах, о героях нартского эпоса, плачи).

Вместе с игрой на шичепшине мы изучаем адыгский этикет, который особо ярко проявлялся в кунацкой, где чаще всего и исполнялись песни. Так, этикет запрещал молодым садиться и говорить в присутствии старших, чем они выражали своё уважение к старейшинам. Слушали музыку и речи старших только стоя.

Сегодня понятия уважения к старшим, рыцарского отношения к женщине размыты. Взаимоотношения людей зачастую рассматриваются через призму кошелька. И полностью упакованному молодому человеку вряд ли будут интересны рассказы и советы старших: он уверен, что и без того в жизни всего достиг.

И чем дальше, тем больше разрушаются традиционные ценности адыгов. Остановить этот процесс может только сам народ, с активной поддержкой государства. Но порой даже оно поступает недальновидно.

К примеру, для системы образования республики (с 1-го по 9-й класс) была разработана и издана прекрасная книга «Адыгский этикет» и отправлена в школы. Но потом решили часы на изучение этого предмета отдать под уроки физкультуры.

В японских школах, например, национальной культуре посвящают целые курсы. После уроков школьники участвуют во внеклассной деятельности, изучая в том числе и национальные виды спорта - кэндо, дзюдо, кюдо, а также каллиграфию. И Япония уже не раз доказала всему миру, что никакая созидательная модернизация школьного дела не мыслима без опоры на национальные, вековые традиции. При этом верность народным традициям - одна из главных ценностей японского самосознания - вовсе не означает отказа от новых идей и веяний времени.

Я это особенно ясно понял, когда в 2018 году по приглашению Центра изучения айнов и коренных народов побывал в Японии и прочёл курс лекций в университете Хоккайдо.

Когда хочется всех обнять

- Адыгская народная музыка не рассчитана на большие залы. Где сегодня можно её услышать?

- Иногда по телевизору, чаще - в интернете, да и то не везде. С адыгскими старинными песнями и наигрышами наш ансамбль аутентичной музыки «Жъыу» не раз давал концерты в Национальном музее Адыгеи. Надеюсь, что после реконструкции сможем продолжать выступления в традиционном для адыгских домов хачеще (кунацкой), который теперь есть в обновлённом музее.

Мой музей-мастерская тоже входит в программу нескольких турмаршрутов по Адыгее. Туристы со всей России и из стран зарубежья с удовольствием знакомятся и с адыгскими инструментами, и с аутентичной музыкой адыгов.

- Что людям, не знакомым с адыгской фольклорной музыкой, нравится в вашем музее больше всего?

- Человеку интереснее всего человек другой национальности, его история, быт и культура. Если бы я поехал в Эфиопию, хотел бы услышать эфиопскую лиру, история которой восходит к древним хеттам. В Шотландии послушал бы волынку, в Ирландии - арфу, в Финляндии - кантеле.

Помню, когда в музей приехала делегация из Китая, их заинтересовала моя коллекция циновок, поскольку циновка довольно распространена в самом Китае.

А профессор университета Хоккайдо Ицудзи Тангику и его супруга - музыковед Шинохара Тангику, увидев в интернете мою мастерскую с адыгскими шичепшинами, преодолели 10 тыс. километров, чтобы их услышать.

Но больше всего гостям моего музея нравится совместное исполнение старинных адыгских песен (несложных, конечно). Вне зависимости от страны и языка, они с удовольствием подхватывают песню о юном нарте Ащэмэзе. И уезжают в прекрасном настроении, когда хочется всех обнять, петь и танцевать - такова сила народного искусства.

Замудин Гучев.

Родился в г. Баксан (Кабарино-Балкария). В 1979 г. увлёкся плетением циновок, камнерезной резьбой адыгов. В 1997 г. организовал музей-мастерскую адыгских народных инструментов. С 2005 г. - худрук ансамбля адыгского аутентичного песнопения «Жъыу». С 2010 г. - преподаватель по классу шичепшина в ДШИ им. К. Х. Тлецерука. Дипломант Российской академии художеств. Автор четырёх книг по традиционной культуре адыгов.