Вирус легкомыслия. Людмила Мартьянова - о ВИЧ-инфекции и ловцах наслаждения

   
   

«С первого случая заражения вирусом СПИДа, который зарегистрировали в Адыгее в 1997 году, только фиксированных случаев заражения - более тысячи. Какова неофициальная статистика, не знает никто. И причины на поверхности: пошатнулись нравственные и экономические устои общества, под угрозой институт семьи», - считает главный врач Адыгейского республиканского центра профилактики СПИДа.

Страусиная позиция

- В Адыгее растёт число ВИЧ-инфицированных?

- К сожалению, мы вынуждены констатировать: ситуация по ВИЧ-инфекции в Адыгее остаётся тревожной. Только за 10 месяцев этого года в республике зарегистрировано 114 случаев новых заболеваний. Превышение общестатистического уровня заболеваемости регистрируется в Адыгейске, Майкопском, Красногвардейском и Тахтамукайском районах. При этом большинство из них - это люди, принимающие или ранее принимавшие психотропные вещества.

В этом году нашим центром было обследовано почти 100 тыс. населения, но только 170 человек зарегистрированы как потребители инъекционных наркотиков. На официальном учёте в республиканской наркологии состоит чуть больше 1,5 тыс. человек. Но в реалиях их в разы больше.

Причина тому - особенности национального менталитета. На Кавказе свою наркозависимость, гомосексуальность, случайные половые связи и, как следствие, заболевание ВИЧ стараются не афишировать. А учитывая, что законодательно обследование на ВИЧ носит добровольный характер, многие его просто игнорируют.

   
   

Страусиная позиция по отношению к болезни прививается со школьной скамьи. Недавно в детской библиотеке я проводила беседу со старшеклассниками одной из городских школ о путях заражения ВИЧ, а затем попросила ребят рассказать о ней родителям. На что учитель, которая сопровождала школьников, воскликнула: «Вы что?! У нас очень приличные родители!». А я что-то неприличное сказала?

- Жертвами ВИЧ чаще становятся молодые?

- В Адыгее 80%, то есть большинство ВИЧ-инфицированных - это люди от 30 лет и старше. Но сегодня самый молодой наш пациент - двухлетний мальчик, заражённый ВИЧ матерью, самый пожилой - 87-летний мужчина.

Многие узнают о своём заболевании совершенно случайно - во время сдачи общих анализов. Недомогание, частые простуды, пневмонию, бронхит наши люди лечат, как правило, на дому, без обращения к врачу. А ведь ВИЧ-заболевание, признаками которого они могут быть, протекает без симптомов и даёт обострение через 10-15 лет, после полного истощения иммунной системы.  

С риском для жизни

- Есть ли риск заболеть у 
потребителей солей и спайса?

- Конечно. Проблема в том, что наркотические, то есть психотропные вещества снижают уровень мозговой активности, на время даря чувство наслаждения и лёгкости, в первое время они также повышают сексуальную восприимчивость. Но под действием наркотиков человек становится неразборчивым в связях, поэтому риск подхватить ВИЧ возрастает. Но стоит ли ради минут искусственного счастья рисковать всей своей жизнью?

- Верно ли утверждение, что никакие лекарства не помогут вылечить ВИЧ?

- В каждом нормальном человеке генетически заложено желание жить. Обследование на ВИЧ и дорогостоящие лекарства государство предоставляет абсолютно бесплатно. Да, эти лекарства рассчитаны не на курс, а на всю жизнь. Они не излечивают от иммунодефицита, но снижают до 70% вирусов в крови. Благодаря их правильному и регулярному применению, человек с ВИЧ может прожить столько же, сколько и здоровые люди.

Но всю жизнь зависеть от лекарств хотят не все и не сразу после положительного диагноза. Из 617 состоящих на диспансерном учёте лишь половина получает антиретровирусную терапию. 

Здоровье - в наших руках

- Почему, на ваш взгляд, Россия впереди планеты всей по 
числу ВИЧ-инфицированных?

- На мой взгляд, из-за легкомысленного отношения к традициям. Испокон веков в культуре всех народов России прелюбодеяние считалось грехом. Потому что основа нации - это здоровая семья. И тут можно констатировать, именно это здоровье мы упустили.

Сегодня наркотрафик из Средней Азии проходит по всем регионам нашей страны. В России около миллиона ВИЧ-инфицированных. Растёт число больных ВИЧ в Сибири и на Урале (на учёт взято около 70% инфицированных), в Центральной полосе России и у нас, на юге. Да, принята стратегия противодействия ВИЧ, и государство делает всё, чтобы помочь уже инфицированным, проводит профилактику здоровых. Но ведь наше с вами здоровье - это только 10% медицины, всё остальное - здоровый образ жизни, правильное питание - в наших руках.

Почему же мы так легкомысленно распоряжаемся своим здоровьем? Почему нет призыва в ходе диспансеризации сдать кровь и на ВИЧ? Почему в перечне допуска к работе педагогов, продавцов есть обязательное обследование на сифилис, но нет анализа на ВИЧ? Почему кроме доноров, анализ на ВИЧ для всех остальных добровольный?

- В связи с растущей опасностью, что бы вы посоветовали подросткам? 

Я бы посоветовала не торопиться становиться взрослыми, не начинать взрослую половую жизнь. По статистике, проблемы 20% пар, страдающих бесплодием, идут именно от раннего начала половой жизни одним из партнёров. 

А родителям я часто повторяю: ночуйте дома. Поверьте, взаимная супружеская верность - главная и 100-процентная защита от ВИЧ.

Людмила Мартьянова.
Родилась в 1960 г. в Майкопе. В 1984 г. окончила Рязанский мед-институт. В 1984-1989 гг. работала врачом санэпидемстанции. С 1989 г. - главврач Адыгейского республиканского центра профилактики СПИДа.

Смотрите также: