Дорожная культура Адыгеи: инструкторы-двоечники и «техника» женского вождения

В столице Адыгеи перестали экономить на дорожной разметке. О ДТП со служебными машинами, дорожных ямах и росте «женского вождения» рассказал новый начальник республиканской ГАИ Александр Курпас.

   
   

«Дави на газ!»

- У вас есть объяснение, по- чему в Адыгее часто происходят резонансные аварии? В послед- ний день марта под колёсами очередной служебной иномарки погиб пешеход.

- Резонанс вызывают лю- бые ДТП с участием чиновни- ков. Причина этих аварий в водительской культуре и в людях. Менталитет республики здесь ни при чём - чиновники везде ведут себя одинаково. Но бравады и показухи в нашем регионе достаточно. Однако степень вины каждого установит суд.

- Вы работаете в Адыгее второй год. Что вас удивило здесь больше всего?

- Когда я ещё не имел никакого отношения к Адыгее, услышал в одной из телепередач, что единственный город в России, в котором нет светофоров - Адыгейск! Когда при ехал сюда, меня удивили горы, природа и горные дороги, которые неплохо содержались. Но молодёжь и здесь устраивает гонки, причём особым шиком считается снять с рессор пружины и усилить выхлоп. Людям, конечно, мешает, что такое авто ревёт, как самолёт на взлётной полосе. - И зажигательные кавказские свадьбы хлопот добавляют.

- Мы разговариваем с молодожёнами, с их родителями, даже к аксакалам обращались. Нас стали понимать. Но мода на лихие свадебные кортежи появилась в других городах России. Единственный способ привлечь к порядку там - наказывать зачинщиков!

   
   

Чему учат в школе

- В конце 2012 года в Адыгее стало заметно меньше аварий. А в начале этого года ситуация снова осложнилась. Почему?

- Основная проблема - низкий уровень обучения в местных автошколах. Вторая - на дорогах Адыгеи очень много старых машин. Часто скутер стоит дороже такой машины. Третья проблема - родители покупают скутеры подросткам, которые плохо знают правила дорожного движения.

- В городе висят объявления о наборах на курсы вождения с «приманкой»: приходи сам и приводи друзей, за каждого из них получишь тысячу рублей в руки. Это - разрешённый приём?

- В Адыгее 33 автошколы. В погоне за прибылью они стараются набрать побольше курсантов, привлекая молодёжь любыми средствами. В прошлом году в республике появились три новые автошколы, у которых есть транспорт, преподаватели, инструкторы, которых мы даже обязали сдавать специальные экзамены в ГАИ. И часть инструкторов стала отсеиваться, на их место пришли профессионально подготовленные люди. Если инструктор попадает в ДТП, он прекращает работу вне зависимости от его вины.

- Как в ГАИ отреагировали на видеосюжет, когда за руль иномарки родители посадили десятилетнюю дочь?

- В сельской местности у нас тоже такое бывает. Родители могут даже и рядом не сидеть. В Адыгее юноши считают, что они все умеют ездить с пелёнок. Пример, выпускники одной из автошкол доказывали приёмной комиссии, что они - «профи». Мол, брал грузовик у брата и ездил по аулу или по селу лет с 14- ти, а значит, должен получить права, коль заплатил деньги за обучение.

Взятки гладки

- Есть «возраст риска»?

- Рискуют водители в возрасте до 30 лет. Но кто в России не любит быстрой езды? ДТП совершают те, кому «море по колено», кто уверен, что авария может случиться с кем угодно, но не с ним лично.

- А пожилые люди за рулём - это нормально? Они обязаны проходить медкомиссию?

- В последнее время в маршрутных такси Майкопа появились водители-пенсионеры. Не от хорошей жизни - они стараются подзаработать к пенсии хоть какие-то деньги. Молодые сегодня не идут работать на маршрутные такси, где небольшой доход.

- А водители-девушки не доставляют хлопот? Ведь их становится всё больше.

- Скажу точно, они аккуратнее водителей-мужчин. Но то, что мы их чаще видим за рулём, не говорит об их стремлении водить машину. Как раз наоборот! Если у мужчин отбирают права, кто будет возить детей в детсад, в школу, на спорт или танцы? Вот и садятся женщины за руль вместо отцов семейств. При этом ещё и мужей возят на работу. Такая закономер- ность.

- Чего нам не хватает, чтобы стать «олимпийской дорогой»?

- Культуры вождения. Мешает и придорожная торговля. Мы ждём большой поток туристов, которые поедут на Олимпиаду. И мы сами должны осознать ответственность.

- А вас гаишники останавливали на дорогах?

- Конечно, меня останавливали на постах ГАИ, но не за нарушения правил. Я проехал по России больше 100 тыс. киломе- тров на своей машине - люблю путешествовать с семьёй в отпуске. Я и служебное удостоверение никогда не предъявляю, считаю это некорректным.

- А от взяток на дороге вы отучили сотрудников? Говорят, в Адыгее гаишники деньги по-прежнему берут.

- К сожалению, в 2012 году у нас было два уголовных дела по взяткам. В этом году уже три таких скандала, мы сами же этих сотрудников и вычислили. Не понимаю их, ведь сейчас сотрудник ДПС получает зарплату около 40 тыс. руб. И всё равно некоторые «покупаются» на мелкий штраф. Боремся!

ДОСЬЕ: Александр Курпас родился в 1970 г. в г. Кропоткин Краснодарского края. Окончил Высшую школу ГАИ (теперь Краснодарский университет МВД России). Работал в разных должностях ГИБДД Ростова-на-Дону, полковник полиции.

КСТАТИ: По территории Адыгеи проходит пять федеральных дорог протяжённостью 208 км. В республике 1 400 км региональных трасс, 3 096 км - ведомственных и 3 332 км местных дорог. На них установлено 22 767 дорожных знаков. Кроме того, в РА 13 путепроводов, которые водители называют «дорожными развязками», 116 мостов и 47 железнодорожных переездов. В 2012 г. в Адыгее было зарегистрировано 145 693 автомобиля, ежегодный прирост автомашин составляет 15-20%.

Смотрите также: