Вечная яма. С мечтой об асфальте сёла Адыгеи попрощались

   
   

На последнем заседании Госсовета РФ Адыгею признали субъектом с наивысшей обеспеченностью подъездными дорогами к сельским населённым пунктам. Но оптимизм заканчивается, когда в село или аул въезжаешь - дорогами здесь не похвастаешься.

Где кончается полотно

В своё время строительством и содержанием сельских дорог занимались колхозы. В 80-е годы асфальт появился едва ли не повсеместно. Сейчас это отдельные участки покрытия, добиваемые сельхозтехникой. По данным статистики, протяжённость дорог, находящихся в собственности муниципалитетов, более трёх тыс. километров. Правда, заасфальтировано немногим более 890 км - то есть меньше трети.

- В нашем поселении 18 километров дорог местного значения. Под асфальтом - лишь четыре, - говорит глава Заревского сельского поселения Шовгеновского района Анатолий СИНЯКОВ.

Содержание дорог - головная боль местных властей. Сейчас в сельских поселениях создали свои дорожные фонды, которые формируются только за счёт акцизов на ГСМ и топливо. В том же Заревском поселении - это около 550 тыс. руб. в год. На них можно покрыть асфальтом около полукилометра. Чтобы заасфальтировать все дороги, поселению потребуется около 40 лет.

- В день в небольшое сельское поселение «приходит» около одного рубля этого акциза. Полностью фонд формируется лишь к концу года, но тогда ремонтировать дороги уже не даёт погода, - объяснил инженер одного из ДРСУ Игорь Звягинцев.

Тем не менее в этом году в Заревском поселении сделали ямочный ремонт улиц в хуторе Чернышёв, на очереди соседний - х. Весёлый.

   
   

- Дважды в год мы грейдируем гравийные дороги и улицы. Это не решает проблемы. Такое положение дел практически в каждом сельском поселении, - говорит Синяков.

Деньги на мечту

Вышестоящие власти только разводят руками - средств на решение проблемы с внутрипоселковыми дорогами нет. Федеральный закон, по которому нерешаемые проблемы селян переложили на их же плечи, облегчил чиновникам жизнь. Правда, республика помогла муниципалитетам грейдерами.

- Несколько лет действует федеральная целевая программа по развитию транспортной системы России с общим объёмом финансирования 11,4 трлн рублей. Но средства из бюджетов страны и регионов в рамках этой программы выделяются лишь на устройство подъездов к населённым пунктам, - рассказали в Минстрое республики.

Получается, что селяне должны сами позаботиться о том, чтобы не тонуть на внутрипоселковых дорогах. Населённые пункты побогаче - Яблоновский, Тахтамукай или Тульский, к примеру, могут хоть как-то решить проблему, но глубинка с мечтой об асфальте, похоже, распрощалась навсегда.

Смотрите также: