Говорят, чтобы стать звездой в бизнесе, нужно что-нибудь эдакое совершить. Есть, пожалуй, одно непременное условие: необходимо быть профессионалом.
О том, почему производить качественный продукт еще не значит работать на страну и, как наладить бизнес, рассказал «АиФ - Адыгея» молодой менеджер одного из производств республики, который пожала сохранить свое имя в тайне..
Реалии бизнеса
Сегодня в Адыгее работают 24 тыс. 100 субъектов малого бизнеса. Но как найти и построить свое дело?
Предприятие, на котором работает наш собеседник в Адыгее существует больше 10 лет. Известно, что оно достаточно крепко стоит на ногах, и даже экономический кризис минувших лет не сильно сказался на нем.
- У любого небольшого производства, тем более работающего в пищевой промышленности, главные проблемы - качество продукции и рынок сбыта. И каждый стремится найти эксклюзив - что и как производить. Если своя ниша есть, торговая марка найдена и закрепилась за тобой, далеко не факт, что работать становится легко. Для небольшого предприятия быть в постоянном внимании со стороны госструктур, таких как мин-экономразвития, минсельхоз российского уровня - это уже поддержка, - говорит предприниматель.
Главные проблемы, которые даже при хорошей работе и саморекламе приходится преодолевать с трудом - чиновные барьеры при продвижении продукции, поскольку главное даже не произвести, а развивать рынок. Здесь требуется вмешательство почти «божественной силы». Или супер-настойчивость, чтобы чиновники все-таки стали к тебе внимательны.
А еще, безусловно, необходимо получить собственную торговую марку.
Докажи, что твое
- В Адыгее есть продукция, брэнды которой широко известны в России. Но вот получить такой брэнд в собственность довольно сложно. Проект изначально не может быть краткосрочным - на это никак нельзя расчитывать. Например, известный в России производитель «Вологодского масла» - достаточно крупное производство с большими активами, солидными финансовыми средствами, они судились 6 лет, чтобы доказать свое преимущественное право на этот брэнд. Они и до этого провели большую юридическую работу. Написать на упаковке - «Вологодское масло» могли практически на любом молкомбинате. А вот доказать, что именно твоему производству принадлежит определенная рецептура, технология изготовления и право названия сегодня трудно. Так и с «Адыгейским сыром» - работа идет. Пусть небольшими шагами, но твердыми. Любая маленькая юридическая ошибка может стоить времени и больших денег, мы стараемся ошибок не допускать, - говорит собеседник.
В минэкономразвития и торговли РФ есть программы, а также пункты в планах работы чиновников, например, «продвижение региональных брэндов». Это - для поддержки малого бизнеса и предпринимательства, о чем много говорится и на федеральном уровне, под что должны закладываться определенные финансовые средства.
- Могу сказать только то, что в Адыгее мы таких точек соприкосновения не нашли. По крайней мере, такой проект не реализуется. Хотя, возможно, сами программы есть. Во всяком случае, в будущем, я думаю, мы к этому придем. На данном этапе, для производителей продукции важно, чтобы палки в колеса не ставили и помогали где-то помелочи. Ведь бизнес на том уровне, на котором он сейчас находится, в определенной помощи нуждается.
Чужой менталитет
Даже если ты становишься достаточно успешным, чтобы выйти на взаимоотношения с зарубежными партнерами и ставишь амбициозные цели для своего предприятия - поставку продукции на экспорт, барьеры на этом пути могут оказаться непреодолимыми.
- У нас есть несколько контрактов с зарубежными партнерами. Речь о поставках продукции в страны европейского рынка. Есть и договоренность с одним из российских банков - нам предложили сопровождение по контракту. Проблемы в том, что менталитет законодательства другой страны отличается от российского. С одной стороны, такой контракт для нас очень интересен. С другой - мы полтора года ищем «точки соприкосновения» в юридических трактовках, - говорит предприниматель.
Такие требования касаются именно пищевой продукции, к качеству которой особый подход. - Нам встречались и очень интересные вещи! Любой договор прописывает понятие форс-мажора. У наших потенциальных партнеров есть понятие обозначенное как вмешательство «божественных сил»! То есть они прописывают даже влияние на договорные отношения «сверхсилы». Для наших юристов это была та еще «фишка»! Цитаты из контракта они даже стали на стены себе вешать. Но мы решили с уважением относиться к культуре другого народа.
Кроме исключительно ментальных моментов, по словам бизнесмена, работать на экспорт очень сложно, а казалось бы - почет и уважение.
КОММЕНТАРИЙ
«Пас» - в законе
Чтобы «таможня дала добро», кому-то должно стать обидно за державу… По мнению юристов компании, работу по экспортному контракту тормозили потому, что в РА тогда это был прецедент. А быть первыми люди боятся, даже работая на федеральном уровне власти. Нужно изучать законодательство, искать юридические и экономические нюансы, думать и предлагать какие-то проекты по изменению законодательства, его доработке. Кому это нужно? Все спокойно себя чувствуют, сидят на своем месте без лишней головной боли. Тогда предпринимателю приходится искать элементарные вещи, например, дотошно переводить юридические нюансы, добиваясь нужной трактовки писем на тот или иной ведомственный уровень. По словам предпринимателя, когда доходит до выяснения моментов, кто и за что должен отвечать, становится совсем невмоготу. С этим вопросом в России любят играть в «футбол». Вот и учит он «лазейки» законодательства РФ. Чтобы знать, кому будет следующий юридический «пас».
Смотрите также:
- Возможно ли получить молодому предпринимателю помощь государства в Адыгее →
- Александр Денисов: «Кое-какие санкции против России надо ужесточить» →
- Интервью с «простым советским бюргером» →