Вопросы сохранения адыгейского языка, развития этнотуризма и укрепления связей с соотечественниками стали предметом обсуждения главы Адыгеи Мурата Кумпилова с председателем республиканского общественного движения «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент» Рамазаном Тлемешоком и представителями общественного движения.
Что предлагает общественность
Во встрече приняли участие представители руководства Госсовета-Хасэ РА, руководство администрации главы и кабинета министров РА, руководители министерств и ведомств, курирующие образование, культуру, национальную политику, а также руководители АГУ, АРИГИ и Адыгейского педколледжа.
Общественники внесли ряд практических предложений, связанных с организацией обучения адыгейскому языку в школах и детских садах республики, в том числе связанные с методическим контролем, системой адресной подготовки педагогических кадров, учебно-методическим обеспечением, принципами распределения академических часов для дисциплин национально-регионального компонента.
Министр образования и науки РА Анзаур Керашев подчеркнул, что в республике выстроена определённая система разработки, апробации, издания и последующего распределения учебных пособий, связанных с региональными учебными дисциплинами. Впервые за многие годы подготовлены и изданы современные учебные пособия по изучению адыгейского языка в детсадах, которые тоже прошли предварительную практическую апробацию и научную экспертизу. Стоит задача выпустить полноценные учебники по адыгейскому языку, соответствующие официальным федеральным стандартам.
Руководитель АРИГИ Адам Тлеуж отметил важность комплексного подхода в данном вопросе с учётом запросов общества, семьи и государственных задач. Организацией работы по созданию учебной литературы по языку должен заниматься единый методический центр, в который войдут учёные, преподаватели и методисты. Отдельно предложено создавать в период детских каникул языковые лагеря для всех желающих с углублённым изучением адыгейского языка и культуры.
Глава республики отметил важность всеобщего обсуждения данной проблематики, всестороннего анализа ситуации рабочей группой и принятия соответствующей дорожной карты.
- Необходимо, чтобы «Адыгэ Хасэ» на своей площадке обсудило вопросы всестороннего развития адыгейского языка, создания современной учебной и научной литературы, подготовки квалифицированных кадров и использования инновационных подходов в этой сфере. Экспертное мнение должно быть выработано рабочей группой с учётом предложений общественности и авторитетного мнения педагогов и учёных. Курировать данную сферу будет администрация главы республики и министерство образования и науки Адыгеи. Исполнение дорожной карты с указанием сроков и ответственных лиц должно стать индикатором эффективности работы каждого исполнителя, - заявил М. Кумпилов.
Чем поможет туризм?
Также на совещании были обсуждены вопросы, касающиеся этнографического туризма и укрепления связей с соотечественниками.
Отмечено, что прибывающие в республику представители адыгской диаспоры и туристы проявляют живой интерес к этнографическим экскурсиям, топонимике, знакомству с традициями и гастрономическими особенностями адыгской кухни.
Председатель комитета РА по туризму и курортам Инвер КАЛАШАОВ предложил использовать всё историческое наследие Майкопа, связанное с уникальными археологическими культурами - майкопской и дольменной.
Глава Адыгеи поручил соответствующим ведомствам разработать программу по этнотуризму, которая предполагает создание в перспективе этнодеревни, разработку маршрутов к памятникам природы и выпуск единого экскурсоводческого материала. Республика в этом вопросе должна выйти на качественно новый уровень. Здесь необходимо учесть весь накопленный опыт событийного туризма, связанного с фестивалем адыгейского сыра, праздниками черкесской груши, тыквы и т. д.
В части укрепления связей с адыгской диаспорой предложено проработать вопросы по созданию турпродукта, ориентированного на гостевой туризм. Это направление сегодня практикуется во всём мире и особенно популярно в молодёжной среде. Желающие улучшить языковые навыки селятся в семьи, где в течение двух-трёх недель узнают особенности этноса, его обычаи и культурные традиции.
По всем обсуждённым вопросам рабочая группа, состоящая из представителей власти, учёных и общественников, должна разработать соответствующие программы.
Как попасть в госпрограмму?
На встрече главы республики с руководством Майкопского казачьего отдела большое внимание было уделено проблеме воспитания молодёжи, сохранения казачьей культуры и традиционного уклада. Эти вопросы М. Кумпилов обсудил с атаманом Майкопского казачьего отдела Кубанского казачьего войска Александром Даниловым.
«Адыгея на протяжении многих лет была и остаётся регионом, где царят мир, межнациональное и межрегиональное согласие. В этом немалая заслуга общественных и национальных объединений, в число которых входит и Майкопский казачий отдел. Со своей стороны власти республики открыты к диалогу, готовы оказывать поддержку вашей созидательной деятельности», - сказал глава Адыгеи.
Большое внимание участники встречи уделили проблеме воспитания подрастающего поколения. Глава региона отметил, что необходимо сохранять культуру, традиции и уклад проживающих в Адыгее народов, прививать юным гражданам высокие нравственные ценности. В отношении казачьей молодёжи проводится значительная работа - это и ежегодный фестиваль казачьей культуры, и участие в различных мероприятиях патриотического и просветительского характера. М. Кумпилов предложил также направлять представителей казачества в молодёжный поход на Фишт, который впервые прошёл в этом году и отныне станет традиционным. Также прозвучало предложение организовывать слёты по типу «Зарницы».
Отдельно говорили о развитии сельскохозяйственной отрасли республики. Глава Адыгеи подчеркнул, что казаки традиционно занимались животноводством и земледелием, и предложил
А. Данилову активнее привлекать их к участию в программах гос-поддержки.
Смотрите также:
- Глава Адыгеи обсудил с активом Адыгэ Хасэ проблемы адыгской общественности →
- Мурат Кумпилов принял участие в заседании Совета старейшин республики →
- В Адыгее обсудили вопросы сохранения адыгского языка →