В Адыгее открылась выставка японской гравюры «Искусство поющей линии»

   
   

Уникальная коллекция японской цветной ксилографии школы Укиё-э эпохи Эдо - украшение фондов Краснодарского краевого художественного музея им.Ф.А.Коваленко. Примечательна история коллекции. Ее собрал известный российский путешественник, этнограф, профессор Н.И.Воробьев. В 20-е годы большую часть этого собрания - 190 графических листов времен XVII-XIX веков - была передана в музей сотрудниками НКВД. В 1970-е годы московские ученные отреставрировали коллекцию. В 1998-1999 годы в японском городе Мацумото с успехом прошла выставка ксилографии Укиё-э из краснодарского музея, был выпущен каталог на японском языке. Тогда и выяснилось, что гравюра Тоекуни Утагавы «Воин Согагора Токимунэ» - единственный сохранившийся экземпляр в мире. И таких оттисков в коллекции Краснодарского музея несколько.

- Для Северо-Кавказского музея эта экспозиция уникальна. Многие художники - представители знаменитой школой Утагава: Хокусай Кацусика, Эйсэн Кейсай, Кунисада Утагава. В центре внимания мастеров, составивших славу японской цветной ксилографии, самое демократичное направление японской живописи «укиё-э» - истории повседневной жизни: портреты знаменитых куртизанок («Собрание портретов Таю»), сцены из театральных постановок, любование природой («Семь богов доброй судьбы»), праздники и фейерверки, цветы и птицы.

Со временем появляются и военные хроники, иллюстрации к известным литературным произведениям. В создании одного листа принимают участие сразу 3 человека: художник, гравер и печатник. После рисунка тушью на тонком листе бумаги его переносили на доску и создавали рельефное изображение. Печатник наносил краску на выступающие части доски и делал оттиски - труд ювелирный, - рассказала «АиФ-Адыгея» заведующая научно-исследовательским отделом Северо-Кавказского филиала Фатима Сулейманова.

В середине XIX века цветовую утонченность, метафоричность образов и пластическую изысканность «японских картинок» школы «укиё-э» оценили известные художники Запада: Поль Гоген и Ван Гог. Но главной «изюминкой» японской ксилографии до сих пор считается тонкая линия, создававшая орнамент.

Смотрите также: