Будем ли строить?

   
   

Каждая лесная территория имеет свой паспорт и «вид на жительство». В РА у леса 3 законных статуса – Кавказский государственный природный биосферный заповедник (КГПБЗ), особо охраняемая природная территория (ООПТ) и Всемирное природное наследие ЮНЕСКО…

Он же - памятник!

Пять лет назад исполнительная власть и лесоводы республики сошлись во мнении об экологической направленности ведения лесного хозяйства. Однако лес в Адыгее – это главный природный ресурс экономики.

Охраняемые территории организованы указом первого президента РА в 1996 г. Но документы с собственником земли - Федеральной службой лесного хозяйства - не согласовали. И сегодня возникает много вопросов о ведении там хозяйственной деятельности.

Действующий закон об особо охраняемых природных территориях РФ (от 14 марта 1995 г.) гласит: «Памятниками природы могут считаться уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном, эстетическом отношении природные комплексы как естественного, так и искусственного происхождения». Как говорят специалисты, часть наших ООПТ не соответствует оговорённым законом требованиям.

Важный факт - председатель общества лесоводов РА с 30-летним стажем работы Маджит Хатукай, который стал нашим экспертом, в спорах о лесных угодьях нашел поддержку. Руководитель «зелёного» движения в РА -  руководитель экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха выступал против включения в ООПТ отдельных кварталов лесничества, поскольку они не соответствуют законодательным нормам о природных памятниках.

- Давайте проведем инвентаризацию объектов и определимся! С 1996 г., когда готовились документы на особые природные территории, прошло 15 лет. Ни единого рубля не было вложено в охрану, мониторинг, инспектирование «особых» зон. Лесничество только фиксирует самовольные рубки и иные нарушения, проводит рубки ухода за лесом. Иных полномочий у нас нет, - рассказывает Хатукай, возглавляющий самое крупное в РА Майкопское лесничество, к которому и относятся большей частью ООПТ.

Копыта отбросили

Исторический факт – не одну сотню лет в Адыгее, славившейся скотоводством, многочисленные мычащие и блеющие стада, табуны лошадей с ранней весны перегоняли на выпас в альпийские луга Лагонакского нагорья. Когда идея развития туризма стала раскручиваться, заговорили о нарушении экосистемы - копытные вытаптывают альпийское разнотравье. Так возникла идея временно ввести ООПТ.

   
   

- Ничто не бывает столь постоянным, как временное! Был нанесен непоправимый урон традиционному скотоводству в Адыгее, - высказал свою точку зрения директор ГНУ «НИИ сельского хозяйства РА», кандидат экономических наук Рашид Тугуз. Кстати, основным видом деятельности НИИ является имено скотоводство, в том числе, национально-традиционное.

Напоминать о востребованности сельского и экотуризма, которым живут в странах Европы, в Новой Зеландии излишне. Как пояснил Маджит Хатукай, бывший в середине 70-х депутатом облсовета Адыгейской автономной области, когда задумались о состоянии экосистемы Лагонакского нагорья, приняли решение на 2-3 года запретить там выпас скота и дать возможность экосистеме восстановиться. Территорию включили в заповедник, потом выделили в ООПТ. Сегодня - это буферная зона заповедника. Но все попытки развивать ее как зону туристическую превратились в нескончаемую волокиту. Где же выход? Может, стоит провести инвентаризацию лесов и экспертизу бумаг, чтобы разумно-рационально отнестись к природному наследию?

Смотрите также: