Нафисет Айтекова–Жанэ: «Не критикуйте кавказскую эстраду»

   
   

«Неправда, что истинная жизнь артиста - закулисье. Он расцветает, только когда выходит на сцену. Там начинается самая настоящая жизнь - С высокими чувствами, нешуточными страстями, без масок и притворства», - считает народная артистка Адыгеи Нафисет Айтекова-Жанэ. 

Вкус Победы

Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Вы человек послевоенного поколения. Когда в стране голод и разруха, вы решаете стать артисткой. Родители не были против?

Нафисет Айтекова-Жанэ: - Это были удивительные годы. Увидеть фильм, услышать песню - считалось праздником. Отец любил, когда я пела. Перед гостями - в длинном мамином бархатном платье и замшевых туфлях с бантом. Я и в школе слыла первой певицей. В нашей семье отлично пели бабушка и тётя Паня. Голос у меня от них. 

- Когда закончилась война, вам было пять лет. Что вы помните о том времени?

- Помню голод 1946 года. Мы ели соевую макуху, которую привозил отец. Отламывали и сосали, чтобы надолго хватило. Я до сих пор сою на дух не переношу. Когда в доме появились продукты, я полюбила бабушкин фасолевый суп. Я училась на отлично и в ГИТИСе. Чтобы родные гордились. А когда дебютировала в Краснодарской оперетте, на мой первый концерт привезли бабушку. Для неё директор специально поставил кресло в партере.

- Вы певица и актриса. На сцене ваши героини проживали яркую, прекрасную жизнь. Как удавалось в закулисье обойтись без скандалов?

   
   

- Я всегда обходила стороной жизнь закулисья.  Даже на выездных концертах старалась держаться вдали от склок и сплетен. Мне по сердцу нравственная высота. Скандальных людей не переношу. Да и что делить? Я прожила счастливую жизнь женщины. В 19 лет по большой любви вышла замуж за своего сокурсника Махмуда Айтекова. Воспоминаниями об этой любви живу до сих пор. 

- Не пугал тот факт, что союзы творческих людей зачастую недолговечны?

- Я об этом не думала, просто любила. Прожили мы 28 лет, он ушёл из жизни в 50. Я с тех пор не вышла замуж. Мы не расставались даже в отпуске, умели его красиво проводить. Но и работали как заведённые - по три спектакля в день. Выкладывались по полной. Объехали каждый уголок Адыгеи. Для мужа и для меня дело и семья были главными. Жаль, что  сейчас для многих важней марка машины и должность. 

Диагноз от Смоктуновского 

- Некоторые актрисы влюбляются в своих партнёров по сцене. Вы играли с Иннокентием Смоктуновским. Не влюбились в кумира целой страны?

- Симпатия должна быть на сцене, но не любовь. Любовь - это личное. Большие актёры это понимают и не смешивают. Для меня это касается игры с талантливым Зауром Зеховым и дуэта со Смоктуновским. Узнав, что Смоктуновский приезжает в Майкоп и я буду играть с ним в чеховском «Иванове» роль Зинаиды Савишны, заволновалась. Но это было приятное волнение. А он понимал, что не просто актёр, а гений. Это чувствовалось. Но к своим собратьям по сцене относился с большой теплотой. Мы с ним понимали друг друга с полуслова. Когда на премьере прошла наша сцена, он ушёл за кулисы и ждал меня. Потом обнял и сказал: «Вы талант», и попросил подарить ему мою пластинку песен. Считал, что артист доложен быть разносторонним. Это память на всю жизнь.   

- Сегодня много песен  поётся в Адыгее. Обычно большие профессионалы относятся к этому скептически.

-  Не принимаю критики в адрес кавказской эстрады. Люблю, к примеру,  слушать Магамета Дзыбова. Он - самородок. Ему нельзя навязывать вокальную школу. Он родился для исполнения народных адыгейских песен. У него потрясающая органика и абсолютный музыкальный слух. Он душу вкладывает в искусство. Я, например, так прожила 49 лет.

Смотрите также: