Интервью с уполномоченным по правам ребенка в Адыгее

Фото: Надежды Кривко

   
   

Как живется детям в Адыгее? По-разному, - считает уполномоченный по правам ребенка в нашей республике.

Почему нам стал необходим институт уполномоченных по правам ребенка? Павлом Астаховым был введен особый термин - «детский спецназ»: мобильные группы быстрого реагирования, созданные из юристов для помощи детям в регионах. О том, какие проблемы возникают в нашей республике, мы говорили в редакции «АиФ - Адыгея» с защитником детских прав Александром ИВАШИНЫМ.

Бюджетный кошелек

- Александр Борисович, когда в России была осознана необходимость ввести эту должность в регионах?

- Давно. Институт уполномоченных по правам ребенка стал создаваться в 1998 году. В России были определены пять пилотных регионов в разных федеральных округах. На юге страны экспериментально проект был введен в Волгоградской области. Безусловно, в тех регионах накоплен большой опыт работы! Однако структурно все должности были разными. Где-то создавались при главе субъекта или аппарате уполномоченного по правам человека. В некоторых регионах действовали самостоятельно, как было решено сделать в Адыгее - то есть, разработан и принят на региональном уровне специальный закон, регламентирующий деятельность аппарата уполномоченного по правам ребенка в нашей республике.

- Почему потребовался отдельный статус?

- На том, что уполномоченный должен работать как отдельная структура в каждом регионе России, настаивал Павел Астахов - федеральный уполномоченный по правам ребенка. Он реально убеждал руководителей субъектов - должность должна быть самостоятельной. Это государственный орган, он не ограничен никакими административными барьерами.

   
   

- Ваши задачи определены федеральным уровнем, а в чем заключаются обязательства региона?

- Это дает структуре финансирование, прописанное отдельной строкой в бюджете республики, и соответствующее материально-техническое обеспечение. Должности уполномоченного по правам ребенка создавались на условиях бюджетного обеспечения субъектами. В мой штат бюджетом РА заложено финансирование одного помощника и водителя. Возможно, в будущем помощников будет два.

- Детские проблемы в Адыгее отличаются от других регионов?

- Сравнивать пока не с чем. В полном объеме институт только заработал. В каждом регионе сведения о соблюдении прав детей будут систематизированы и проанализированы на федеральном уровне. Сейчас выяснилось, что у всех регионов ЮФО проблема одна - острая нехватка детских садов. Этот вопрос рассматривался подробно на окружном координационном совещании в Калмыкии. При этом выяснилось, что даже если детские сады будут расти, как грибы, в них некому будет работать. Основная часть кадров в них - женщины в возрасте. Молодые специалисты не задерживаются дольше 2-3 лет. Скажем так: результаты своего труда они могут увидеть, а вот его оценку - нет. Мизерная зарплата, отсутствие перспектив профессионального роста, социальная незащищенность. Нужно поднять престиж профессии, но эти вопросы глобально упираются в развитие экономики регионов и России в целом. А требуется открывать детские ясли, которых сейчас практически нет. В результате - замкнутый круг: страдают дети, работоспособные взрослые, общество.

Недетский уголок

- Кроме этого, какие серьезные проблемы вы бы выделили в нашей республике?

- Главная задача, безусловно, защитить права сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это определено законом. Много нарушений в обеспечении жильем. Жилищная проблема актуальна и в связи с «материнским капиталом». Из всех обращений, поступивших ко мне за 4 прошедших месяца, 30% составляют жилищные. К сожалению, они нарушаются даже судами. Есть и факты, когда судьи отказывали мне в участии в судебном процессе в качестве третьего лица, что допускается законом.

- Взрослые решаются отсудить жилплощадь у ребенка?

- Майкопским городским судом рассматривалось дело по определению долей в «материнском капитале». Было вынесено решение, в результате которого отец улучшил свои жилищные условия в 8 раз, а его двое несовершеннолетних детей в 1,5 раза. И это решение устояло в кассационном обжаловании. Ну не бывает так в жизни, что государством дается «материнский капитал» по рождению детей, а потом, в результате развода родителей, детей лишают законных жилищных условий. Да, часть квартиры была приобретена на «маткапитал», а часть - на средства родителей.

- Как предусмотреть такую ситуацию?

- Мы будем добиваться справедливого для детей решения. Но хочу обратиться через «АиФ - Адыгея» к читателям газеты, особо подчеркнуть: за юридической консультацией и помощью необходимо обращаться к уполномоченному по правам ребенка до судебного разбирательства. На сегодня по всем обращениям, которые касались жилищных условий, имеются судебные решения, вступившие в законную силу. В этом случае ситуация намного усложняется и затягивается. К уполномоченному обращаются как в конечную инстанцию, но мы все с вами знаем, что суды имеют большие полномочия, и там действует принцип состязательности - каждая из сторон доказывает свою правоту. А когда процесс уже проигран, родители вспоминают: да ведь у нас дети, их права нарушены!

- Им можно помочь?

- Нужно! В Майкопе встречались совершенно дикие факты - судом вынесено решение о выселении из квартиры матери и двух малых детей в зимнее время. Опять в связи с разводом родителей и разделом имущества. Такая практика была с вступлением в силу нового Жилищного кодекса. Однако Пленум Верховного суда РФ вынес соответствующее решение о применении этой нормы жилищного закона: при разводе дети не перестают быть членами семьи, отец обязан обеспечивать им те же права, что и мать. Есть и другие тупиковые ситуации. Старое жилье числится за ведомством РФ. Дом в аварийном состоянии, о нем забыли. Но мать с четырьмя детьми ютится в двух комнатах, при этом у нее лежачий ребенок-инвалид. Все правовые средства здесь исчерпаны, надо просто проявить сострадание и искать человеческий выход.

Семь «Я»

- Александр Борисович, к нам в редакцию поступали жалобы на отказы в обеспечении детским питанием на «молочной кухне»…

- И это есть. Ребенку отказали в детском питании, хотя его растит мать-одиночка. Органы соцобеспечения посчитали в совокупный доход семьи малыша пенсию бабушки. На мой взгляд, это не верно. Вопросы социальных пособий нельзя привязывать к регистрационному учету. А мама с малышом прописаны в доме бабушки. Давайте предметно разбираться в каждом случае.

- Кстати, справки о составе семьи требуют везде. Кто де-юре может по праву считаться членом семьи ребенка?

- Справки даются по регистрации, но регистрационный учет не привязан к семейным отношениям. Безусловно, семья - это те люди, на чьем попечении находится ребенок. Есть немало случаев, когда разные поколения семьи, живущие в одном доме, ведут раздельное хозяйство.

- Легко лишить родительских прав неблагополучную семью?

- В РА к вопросу подходят очень внимательно. Лишение родительских прав обусловлено, если есть реальная угроза здоровью или жизни ребенка. У меня находится коллективная жалоба из Тахтамукайского района республики - пьющие родители ведут асоциальный образ жизни. К решению проблемы уже подключились местные власти, Отдел МВД РФ по Тахтамукайскому району, прокуратура. Пока лишать родительских прав мы посчитали нецелесообразным.

- О ментальности Адыгеи. Неужели вековые традиции семьи не устоят в реальных условиях рыночной экономики?

- В последние годы традиции семьи утрачиваются. Много свадеб, но много и разводов. В обществе меняется система ценностей. В России есть лишь один регион, который вообще не имеет статуса сирот, это - Чеченская республика. Ответственности за будущее поколение нам стоит поучиться…


ДОСЬЕ

Александр Ивашин - родился в Майкопе в 1973 году. Окончил Адыгейский госуниверситет по специальности «история», Ростовский юридический институт Северокавказской академии госслужбы по специальности

«юриспруденция». Работал учителем в школе, затем перешел на службу в органы внутренних дел. С 2006 года возглавлял Отдел федеральной миграционной службы по РА. Указом Главы РА с 1 сентября 2011 г. назначен на должность уполномоченного по правам ребенка в Адыгее.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

На сегодняшний день в Адыгее из 420 тыс. человек населения 87 857 составляют дети. Из них 27 738 дошколят, 43 194 школьников и 16 925 подростков.

Статус сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РА имеют 1757 малышей и подростков. В их числе: 158 воспитываются в интернатах и обучаются в учреждениях профессионального образования, 277 усыновлены, а 1322 ребенка находятся под опекой, из которых 285 взяты в приемные семьи.

С отклонениями в состоянии здоровья, по статистике минздрава РА, живут 25 380 детей - столько подрастающего поколения сейчас находится на диспансерном учете в медучреждениях. Из общего количества детского населения республики 1426 - дети-инвалиды.

В 2011 году в нашем регионе совершено 99 преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних, в 2010 году их было зарегистрировано 34. Признано потерпевшими 67 детей, в 2010 г. - 36. Количество этих преступлений увеличилось более чем в 2 раза, при этом основная доля преступных действий направлена против подростков, не достигших 16 летнего возраста. Что особенно тревожит - резко возросло количество насильственных преступлений в отношении детей, не достигших 14 летнего возраста. В 2011 году таких фактов зарегистрировано 17! В 2010 году - ноль…

Смотрите также: