Она водит машину практически с детства: папа, отдавший работе в майкопском такси больше 35 лет, разрешал посидеть за рулем, когда еще ноги до педалей не доставали. Коллеги по работе говорят о ней - водит по-мужски. О характерах людей, которые встречаются на дорогах, взаимопомощи и любви к ГАИ в канун 8 марта рассказала «АиФ - Адыгея» водитель такси Эмма БРАГУНОВА.
«База, на связи…»
- Каково девушке быть таксистом в Майкопе?
- Мне - легко. Конечно, есть разница между тем, работаешь ты в фирме - на радиостанции, или частным «извозчиком», который берет пассажира «от бордюра». Я неизменно работаю в одной и той же таксомоторной компании, «на рации». Во-первых, проще, а во-вторых, если что-то случится в пути, можно кинуть клич в эфир, и всегда придет помощь. У водителей такси взаимовыручка - не просто дружба, а производственная необходимость. В целях безопасности работать в компании намного лучше. Я не простаиваю и не ищу сама пассажиров, а жду заказ. Я плачу с каждого заказа определенную сумму за услуги диспетчера. Эта сумма зависит от стоимости заказа - за междугородние перевозки, к примеру, каждый таксист отдает определенный процент от заработанной суммы.
- Ты колесишь по дорогам, а диспетчеры сидят у телефона…
- То, что платится за каждый заказ, поступает не диспетчеру, а в кассу компании, в которой ты работаешь. А затем уже эти деньги распределяются между диспетчерами и другими службами обеспечения перевозок.
- Ты чувствуешь свой приоритет среди коллег? Тебе, к примеру, чаще достаются междугородние заказы?
- Теоретически такого быть не должно. Но практически - бывает. Не конкретно со мной, вообще как факт. Выбор есть у пассажиров. Кстати, в немалой степени это зависит от их требований. Некоторые заказывают машину определенной марки, новую, а не старую. Другие выбирают водителя - солидного человека в возрасте, чтобы не был лихачом, не слушал рэп или «дворовые» песни в салоне машины. Случается, заказывают конкретного водителя, если он на линии. Меня часто вызывают с другого конца города потому, что заказывают водителя-девушку - отвезти детей, женщины в ночное время тоже считают, что со мной надежнее.
«Бомбилы»
- Мужчины не ревнуют в работе?
- Вообще любимчики у диспетчеров, конечно, есть. Ориентируясь на требования клиента, диспетчер выбирает водителя сам. Срабатывает человеческий фактор. Действительно, водители разные. Есть те, кто постоянно на линии, работают без сбоев, более надежные - получают заказы чаще. В компании само собой сложились две группы водителей - одни предпочитают работать преимущественно в ночные часы, другие - днем.
- А те таксисты, что постоянно ищут своих клиентов на вокзалах, возле центрального рынка - это отдельная каста?
- Да, они ждут «своего» клиента. Они сами себе хозяева, никто не фиксирует, сколько поездок он сделал в день, будет ли платить налоги. Каждый из них имеет свою постоянную стоянку, у них свой круг общения, куда просто так не попасть. У них и такса другая - проезд дороже на треть, чем в кооперативных машинах. Их услугами пользуются люди с высокими доходами, предприниматели. Но работая в такси, станешь или психологом, или философом!
- Определяешь пассажира в лицо - порядочный или не очень?
- От плохого пассажира никто не застрахован! Случается, на вид очень интеллигентные люди садятся в такси, а по дороге превращаются в совершенно ненадежных граждан. У меня бывали происшествия, когда на междугородней поездке мне пришлось высадить подвыпивших молодых людей в поселке Мостовском, хотя они заказывали машину для поездки в Лабинск Краснодарского края. Вроде бы хорошие ребята, объяснили, что едут к кому-то на день рождения, однако за полчаса пути от Майкопа они успели выпить спиртного, «расхрабрились», по их разговору я поняла, что денег у них нет и платить они не собираются. Пришлось высадить в Мостовском.
Разборки на дороге
- Как, они подчинились?
- Я сказала: ребята, увы, заправщик «залил» в бак вместо 20 только 10 литров, дальше везти не могу, вам придется найти другую машину…
- Они поверили?
- Мне кажется, каждый из них подумал: баба за рулем - всегда проблема. Мы мирно расстались, плату за 80 км поездки я с них не потребовала. Вообще у меня в работе есть свой принцип: нервы и здоровье дороже выяснения отношений. В таком случае я просто звоню на фирму и рапортую: пассажир без денег. И диспетчер снимает заказ.
- Это - женский принцип? А «профсоюзный», водительский?
- В ситуациях, когда требуется помощь в пути, у водителей такси есть свой «язык» - шифровка. Нужно сказать по рации несколько кодовых слов, типа «нужна помощь». И назвать координаты, где находишься, конечно, если хватит времени и успеешь сказать все. Ситуации всякие бывают! Кто в это время на линии и свободен, сразу приедут. В нашей компании есть свой «костяк» из мужчин, для которых взаимовыручка - водительский кодекс чести. Когда я выхожу работать и узнаю у диспетчера, что они на линии, чувствую себя в безопасности. Но и сама езжу на выручку, если слышу позывной…
- На твой взгляд, что самое страшное для женщины-водителя может случиться в пути?
- Могу сказать только за себя. Если во время междугородней поездки где-нибудь очень далеко от Майкопа, да еще и ночью случится серьезная поломка!
- А гаишник, который «ни с чего» тормозит на дороге? Или тебя не останавливают?
- «Ни с чего» - не тормозят. Останавливают молодых водителей, которые действительно нарушают, водительских навыков маловато. Но кроме сотрудников ГАИ есть и внезапный контроль из компании такси. Диспетчер в любое время может перезвонить пассажиру, и задать вопросы, как вел себя водитель. Закурил в машине, не спросив у пассажира разрешения, плати фирме штраф.
- У тебя не было стычек с полицейскими?
- Однажды мне пришлось долго возить пассажира по городу, он требовал то один адрес, то другой, злился. Я остановилась у машины ДПС и попросила помощи. Как выяснилось, пассажир был в состоянии наркотического опьянения, его задержали.
- Ты работала водителем в Абхазии и на побережье. А в Париже смогла бы?
- Почему-то мне никогда не хотелось в Париж. Мечтаю попасть в Венецию, я бы поработала на водном такси! И еще хотела бы съездить в Шотландию - всегда удивлялась мужчине, который носит килт.
- Как думаешь, в чем мужское преимущество? Они так гордятся собой за рулем…
- Мужчины выносливые, у них нервы крепче!
ДОСЬЕ
Эмма Брагунова - родилась в 1976 году в ауле Уляп Красногвардейского района Адыгеи. Окончила среднюю школу в Майкопе. В жизни выбрала для себя не «мамину» профессию - повара в одном из лучших ресторанов Майкопа, а водителя такси. В одной из таксомоторных компаний столицы Адыгеи работает уже 8 лет.
Смотрите также:
- «Высший класс - быть незаметным». Эксперт о главных ошибках водителей →
- Кузьма Шаповаленко: «Украшать байк как ёлку – дурной тон.» →
- Азамат Тхаганов: «У наших фильмов думающий зритель» →