Адам Богус о Кавказской войне и забытых традициях

Об этом и многом другом в разговоре с председателем общественного движения «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент» Адамом Богусом.

   
   

В ногу со временем

- Адам Шугаибович, сегодня вы возглавляете одну из самых авторитетных организаций в Адыгее. Между тем внутри неё было и, видимо, остаётся немало разногласий. Какие изменения в деятельности Адыгэ Хасэ, на ваш взгляд, необходимы в первую очередь?

- Начну с того, что личность председателя Адыгэ Хасэ с древних времён не определяла вектор общественного движения. Чем больше людей вовлечено в деятельность Адыгэ Хасэ, тем лучше - вот одно из первых изменений. Я считаю, что к работе в Адыгэ Хасэ сегодня необходимо привлекать интеллигенцию, то есть лучших людей республики. И решать действительно важные для всех адыгов проблемы - и в социальной сфере, и в экономике, и в межнациональном аспекте.

Мы пришли к выводу, что в Адыгэ Хасэ со своим мнением, со своей инициативой может да, собственно, и должен приходить абсолютно любой человек. И задача движения - принять его мнение во внимание. Вот именно для этого мы и планируем привлечь к работе в Адыгэ Хасэ как можно больше представителей интеллигенции, учёных, специалистов в самых разных сферах, чтобы на основе их экспертиз выносить те или иные решения. А авторитарности в Адыгэ Хасэ не будет.

- Другими словами, среди намечающихся изменений - придание деятельности движения исконно исторических традиций?

- Безусловно. Например, мы не можем быть в стороне от определённых политических событий, но и политизированным Адыгэ Хасэ никогда не было, у этого национального народного института совершенно другая прерогатива. Кстати, немногие знают, но в своё время Адыгэ Хасэ собиралось раз в 10 лет и ставило вопрос об изменении тех или иных обычаев и традиций, которые, как казалось, отставали от времени. Но сути деятельности Адыгэ Хасэ ни одно веяние времени менять не должно.

Сегодня мы хотим усилить одно из главных направлений работы движения - вовлечь в принятие решений представителей всех аулов. Для этого создаём в каждом населённом пункте советы старейшин из 5-10 человек, один из которых или несколько будут представлять аул в совете старейшин Адыгэ Хасэ.

   
   

Не могу не отметить, что руководство республики наши инициативы поддержало. Хотя в определённый момент известная конфронтация с органами власти Адыгеи имела место. Но, скажем так, победил конструктивизм.

Кстати, есть и ещё одно немаловажное новшество - к работе в Адыгэ Хасэ мы стали привлекать женщин, которые очевидно лучше мужчин разбираются во многих вопросах, в той же культурной жизни. Вряд ли такое можно было представить сто лет назад, вот вам и пример, как жизнь меняет традиции.

 

Эхо войны

- Уже 18 лет в Адыгее отмечается День памяти жертв Кавказской войны - дата, воспринимаемая неоднозначно, которую определённые силы часто используют не в самых благовидных целях.

- Кавказская война - это действительно трагическая дата в истории всех народов, которые участвовали в этой войне. И адыгов, естественно, в большей степени. Но пора уже перевернуть эту страницу. Нам ведь, как этносу, этот вопрос откровенно мешает развиваться! Мы застряли в нём, топчемся на месте, обсуждаем, муссируем, даём не столько профессиональные, сколько эмоциональные оценки тем событиям. Да, это трагедия, но войны - неизбежная часть истории человечества, отражение интересов определённых кругов и сил, а никак не народов, которые не нужно сталкивать лбами спустя столетие.Никогда и ничего от войн не выигрывал ни один народ.

Когда итоги войны некоторые пытаются переложить на национальные рельсы, я вспоминаю, что именно адыг - первый наш Герой Советского Союза Хусен Андрухаев, погибший на Украине, перед тем как подорвать себя и окруживших его фашистов, крикнул «Русские не сдаются». Может, это и легенда, но в Великую Отечественную все были русскими.

Адыги, как этнос, не должны чувствовать себя проигравшим и потерянным народом. Мы сохранили язык, мы живём в своей республике и в стране, за которую отдали жизнь 30 тыс. наших земляков. О Кавказской войне мы должны помнить, делать выводы и не таить обиду и требовать компенсаций за якобы геноцид, а развиваться с нынешними поколениями других народов. И никакие преференции, которые кто-то хочет потребовать с современной России, то есть, со своей же страны, не помогут улучшить благосостояние адыгов. Для этого нам нужно просто трудиться.

Не в обычае работать?

- А вам не кажется, что люди сегодня больше жалуются на отсутствие работы, нежели прилагают усилия к её поиску?

- Это общероссийская проблема, это наша общая ментальность. Но в Адыгее это наиболее очевидно в силу её небольшой территории и национальных особенностей. Вы знаете, что по адыгскому кодексу - адыгэ хабзэ - во все времена страшным позором считалось что-то попросить? Просить можно было лишь в случае крайней нужды, когда речь шла, к примеру, о жизни или смерти детей или близких. Правда, и отдать взятое считалось делом чести.

Аргумент «нет работы» - оправдание для слабых, а когда адыг расписывается в своей слабости - это позор. Да любой человек! Молодёжь не работает, живёт за счёт родителей, которые «по обычаям» ни в чём своему чаду не отказывают, а «чада» до 40 лет сидят у них на шее, разъезжая на купленной отцом машине. Не работа должна найтись, её нужно найти.

На селе безработица? Да полно на селе работы, вспомните, как Адыгея полстраны помидорами кормила. Как разрешили частное предпринимательство - желание работать на земле пропало. Власти такие преференции селу дают. Я недавно был в Сирии, так вот одна из черкешенок, семья которой осталась без крова и средств к существованию, попросила у нашей делегации помощи. А ещё больше она просила, чтобы её муж не узнал о том, что она обращалась за помощью - позор.

Кстати, сирийские черкесы, начиная разговор о возможном возвращении в Россию - на историческую родину, говорят не о размере пособий и социальной помощи, а о том, есть ли рабочие места.

К сожалению, 90-е годы очень негативно повлияли на нашу ментальность. Как это исправить? Не потерять молодёжь. Потому что многих постарше мы уже потеряли - их не исправить.

Вера - внутренний порядок

- Многие молодые люди сегодня потянулись к вере. С одной стороны, это духовное развитие молодёжи, с другой - вера иногда принимает весьма нетрадиционные формы. Как вы относитесь к термину «арабизация»?

- Отрицательно. Тема эта очень важная, но вот именно из-за важности эту тему откровенно бояться поднимать. Власть на любом уровне от неё абстрагируется, мотивируя это невмешательством в дела духовные. Это своеобразная помпа: с одной стороны, любые высказывания по этому поводу можно расценить как критику религии и посягательство на свободу вероисповедания, с другой - если не влиять на этот процесс, мы можем получить ситуацию, сложившуюся в ряде республик Северного Кавказа, где общество откровенно расколото.

Я всегда был против религиозного фанатизма, от которого рукой подать до экстремизма. Абсолютное неверие и фанатизм - это два негативных полюса, а должен быть разумный центризм, даже в вере. С фанатизмом нужно бороться. Если мы не разъясним нашей молодёжи где хорошо, а где плохо, их другие научат «уму-разуму».

Я верующий человек, я мусульманин, но вера заключается в том, чтобы выполнять заповеди и не забывать, кто твои предки. Вера - это внутренний порядок в человеке прежде всего, и никто не имеет права говорить, какая вера лучше.

Это бог создал людей разными - адыгами, русскими, татарами, армянами. Один мой знакомый был избит молодыми религиозными фанатиками. На предложение бороться один на один, он услышал в ответ: «А мы не адыги, мы - мусульмане».

Вот что страшно. Потому что это поколение уже потеряно. И адыгами быть перестали, и какие же они мусульмане?

Смотрите также: