Кузьма Шаповаленко: «Украшать байк как ёлку – дурной тон.»

Фото из личного архива Кузьмы Шаповалова

– На дорогах Адыгеи в авариях байкеры оказываются пострадавшими. Их сбивают машины, а не наоборот. Мопеды, мотоциклы, скутеры просто не замечают владельцы авто. Культура на дорогах у нас низкая, – рассказал в интервью «АиФ–Адыгея» руководитель мотоциклетного клуба Кузьма ШАПОВАЛЕНКО.

   
   

Без мысли о будущем

Аргументы и Факты – Адыгея: – Чем вы объясните, что число ДТП по Адыгее ежегодно растёт?

К.Ш.: – Я такой аналитикой не занимался, однако за последние три года число байкеров, пострадавших в ДТП, увеличилось. И не потому что мы не уважаем правила дорожного движения. Наоборот: одно из условий членства в клубе – не только знание их на зубок, но и беспрекословное соблюдение.

Причина 80% ДТП в том, что в обзоре автомобиля есть «мёртвая» зона, в которой мотоциклиста просто не видно. Недавно нашего товарища в районе Молдаванки именно по этой причине не пропустила машина, а другого не увидел водитель «Газели», в которой достаточно большие зеркала. А причина ДТП проста: пока у человека всё хорошо, хочется жить быстрее, везде успевать. И в этой суете мы перестаём задумываться о ценности человеческой жизни – не только собственной, но и окружающих. Это одна из причин того, что молодёжь «бьётся» на дорогах. Поэтому вдоль дороги на Краснодар так много венков.

Фото Надежды Кривко
 

Мы часто ездим на побережье. Там вечные пробки, но люди стараются по возможности нас пропустить – высок процент водителей, которые относятся друг к другу с уважением. Сегодня в республике можно прилично заработать, иметь деньги, которых хватит пусть не на золотые горы, но на достойное существование. Уровень жизни стал выше, и мы перестали задумываться о завтрашнем дне. Строим планы на далёкое будущее, а то, что через пять минут можешь оказаться под колёсами и ты, и твоя семья, не думаем. Избить человека, покалечить чью–то жизнь – становится нормой существования.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Наш известный тренер Владимир Бородавкин сказал: «У автовладельцев стойкая неприязнь к людям на велосипедах. В Европе гордятся гонками «Тур де Франс», «Джиро д'Италия». А у нас водители чаще матерятся на велосипедистов. Почему?

К.Ш.: – И нас встречают неадекватно. Но мы уже привыкли – не обращаем внимания. Хотя лет десять назад такими словами встречали и жестами... Но для нас мотоцикл – это образ жизни, который не зависит от мнения окружающих. Люди на мотоциклах – уже состоявшиеся мужчины, которым по 40 лет. Мы можем себе позволить это увлечение и постоять за себя. Но дети... Расскажу один случай, свидетелем которого был. По автотрассе ехал парнишка лет семи. На спортивном велосипеде, в полной экипировке. Видно, что на тренировку. А неподалёку группа молодых людей. Один из них берёт камень и со всей силы бросает в пацана. Слава Богу, камень попал в велосипед, мальчик упал, но быстро поднялся, не удивился и не возмутился произошедшему. Сел на велосипед и уехал. Я даже не о пацане, о так называемом мужчине. Я в тот момент ехал в автобусе и только через пять минут осознал, что произошло. А то бы вышел. Сегодня мы заявляем – упала, мол, нравственность. Что делать? Да с нами эта трансформация произошла давно. Сейчас «плоды» пожинаем.

   
   

Аргументы и Факты – Адыгея: – Откуда такая озлобленность, тем более к детям?

К.Ш.: – Думаю, так неадекватно ведут себя люди, желающие жить на шее у кого–то и со временем понимающие, что халява не бесконечна. Вот тогда начинаются поиски виноватых, которыми становятся все окружающие. Вне зависимости от возраста. До тех пор, пока мы ищем виноватых, озлобленность в обществе не пройдёт.

Детство без защиты

Аргументы и Факты – Адыгея:– Байкеры Адыгеи уже лет пять ездят в интернат для детей–сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. Зачем вам эти поездки, если есть службы, которые детьми занимаются?

К.Ш.: – У мотоциклетных клубов России есть такая традиция – шефствовать над детскими домами. Каждый год, весной и осенью мы не только ездим в Шовгеновский интернат, но и с дружественными клубами – в Елизаветинскую школу–интернат, в Апшеронский детский приют, приют под станицей Васюринской, были мы и у детей в Хаджохе. В Шовгеновский интернат начали ездить с 2000–х годов. К вопросу об обеспеченности – когда приехали в первый раз, я пошёл искать директора. Навстречу идёт дядечка лет 45–ти – брюки в опилках, рубашка в извёстке: «Я директор. Да вы не удивляйтесь – я ремонт в спортзале делаю». Четырёхэтажное здание, огромная столовая, рядом школа. А директор делает ремонт.

С тех пор мы с пустыми руками к детям не приезжаем, хотя они не ждут угощений и подарков. Но мы привозим мягкие игрушки, конфеты. А осенью собираем им не простенькие канцтовары, а такие, какие собрали бы для своих детей. Мы с воспитанниками в футбол играем, на мотоциклах катаем, про жизнь говорим. Знаете, как это важно, когда именно тебе дети рады до визга, когда обнимают и ждут общения. Мой дед после войны рос в детдоме. Может, поэтому так важно для меня не оставлять эти поездки.

Аргументы и Факты – Адыгея: – А чего сегодня не хватает нашим детям?

К.Ш.: – Внимания со стороны родителей. Рождаемость выросла, но вот отношение к детям лучше не стало. Меня до пяти лет воспитывала бабушка – кубанская казачка. Я до сих пор помню сказки, которые она мне рассказывала, песни, которые пела. А теперь посмотрите: детские книги пылятся в магазинах, на них нет времени. А многие ли родители знают колыбельные и поют их детям на ночь? Сколько времени вообще проводят в семье с детьми? По магазину протащили – купили игрушку, лишь бы заткнулся, кинули в детское автокресло. И вся прогулка. Общения – минимум. А потом удивляемся, откуда шпана берётся.

У роскоши в плену

Аргументы и Факты – Адыгея: – А говорят, что именно отпетые хулиганы становятся байкерами.

К.Ш.: – Это хорошо, если хулиганы становятся байкерами, потому что у них меняется осознание мира вокруг. Люди думать начинают. Хулиганство остаётся только во внешнем облике. И только. Человек, садясь на мотоцикл, понимает свою незащищённость, ощущает волшебство дороги, видит красоту мира, начинает ценить жизнь. Украшать байк, как новогоднюю ёлку, считается дурным тоном. Да, движение байкеров началось на Западе. Но не всё западное – вред. Просто не надо без разбора копировать, духовного ширпотреба и так хватает.

Кинематограф и СМИ уже создали вокруг байкеров некую ауру бандитской романтики. Обыватели уверены, что байкеры – это участники криминальных группировок, промышляющих наркотиками и оружием, гоняющих по ночным улицам. Это хорошо сфабрикованный миф. На самом деле, дисциплина в колонне мотоциклов военная – как на показательных выступлениях истребителей. У каждого своя скорость, в зависимости от марки мотоцикла, место в колонне неизменно до конца пути, синхронные повороты. Обгонять, и то в экстренных случаях, может только замыкающий. Наркомания и криминал – это не про нас.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Байкеры не поддерживают никаких религиозных и политических течений. Нет внутреннего доверия?

К.Ш.: – Просто всё это слабо ассоциируется с нашим образом жизни. Мы имеем свою точку зрения о политике страны и религии. Я православный человек, но не фанатик. Печально, что вера стала модной. Те, кто ещё недавно был ярым атеистом, становится верующим. На религиозные праздники перекрывают дороги, их транслируют по телевидению. Нательный крест, показывать который – грех, стал атрибутом роскошной жизни. Чем больше и богаче, тем лучше. Всё напоказ! Нельзя так.

Смотрите также: