Общественный резонанс вызвала информация о проверке школ Тахтамукайского района Адыгеи на предмет доступности для инвалидов.
Равнение на закон
Широкие дверные проёмы, пандусы, поручни и подъёмники, тактильная плитка и отсутствие порожков, в классах - специальная мебель и интерактивные доски, полностью оборудованные санузлы и комнаты психологической помощи - далеко не полный перечень условий доступной среды в учебных учреждениях. Сегодня большинство детсадов и школ республики не готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
Прокурорская проверка школ Тахтамукайского района выявила в 25 образовательных учреждениях несоблюдение прав детей-инвалидов. Хотя в районе есть школы, включённые в программу «Доступная среда».
«Мы провели проверку в связи с обращением управления образования района. В результате выяснилось, что пандусы и поручни для передвижения маломобильных категорий граждан отсутствуют во всех 25 образовательных учреждениях. Прокуратурой района направлены исковые заявления в суд с требованием к муниципалитету и руководству учреждений образования организовать исполнение федерального законодательства», - пояснила помощник прокурора Тахтамукайского района Фатима ЕДИДЖИ.
Правы сотрудники прокуратуры - закон надо исполнять. Право управление образования - пандусы нужны. Правы родители, которые имеют право определить своего ребёнка в любую понравившуюся им школу. А уже проблема школы - соответствовать. Однако реалии далеки от идеала. Только с пандусами и поручнями среда доступной для обучения детей-инвалидов не становится.
По словам министра труда и социального развития Адыгеи Альберта Османова, оборудование одной школы для инклюзивного образования требует миллионных затрат.
«Полностью доступным здание считается только тогда, когда оно доступно для всех категорий людей с инвалидностью. На сегодня большая часть зданий республики только частично адаптирована под нужды людей с ограниченными возможностями здоровья. Но поставлена задача, что до 2030 года вся территория Адыгеи должна стать полностью доступной для инвалидов. Сейчас мы разрабатываем план мероприятий по повышению показателей доступности объектов и услуг для инвалидов», - рассказал А. Османов.
Пока только в Майкопе существуют две школы, полностью оборудованные для инклюзивного образования. В школах № 6 и № 15, помимо широких дверных проёмов и оборудованных санузлов, есть оснащённые сенсорные комнаты, в библиотеках - компьютеры для детей с нарушениями зрения и моторики, переносные пандусы, парты для учащихся с ДЦП, массажные кресла, ступенькоход.
Педагоги школ владеют навыками работы с учениками, имеющими инвалидность. Один из выпускников средней школы № 6, ребёнок с ментальными нарушениями, окончил школу с оценками «4» и «5». Сегодня в школе учится ребёнок с диагнозом ДЦП.
Первые в очередь
Как же быть, если, по данным министерства образования и науки Адыгеи на 7 апреля, только в Тахтамукайском районе в детсады ходят 13 детей, а в школы - 73 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Родители детей с особыми потребностями уверены, что только строительство пандуса и поручней в школах не решает проблемы адаптации детей в среду здоровых сверстников и не является гарантом внедрения идей инклюзии через образование.
«Если в школе детей-колясочников нет и в ближайшее время не предвидится, зачем тратить деньги на дорогостоящие подъёмники и пандусы? Не лучше ли тогда выложить тактильную плитку, если в школе уже учится слабовидящий ребёнок? То есть переоборудовать сначала те школы, где есть реальная потребность в доступной среде? Реалии таковы, что сегодня в школах острая нехватка специалистов, которые оказывают необходимую психолого-педагогическую помощь: их либо нет, либо они перегружены, совмещая работу сразу в нескольких учебных учреждениях. Может, эту проблему сначала решить?» - говорит председатель общественной организации «Солнечные мамочки Адыгеи» Анна Рауд.
В этом году четверо детей с особыми потребностями пойдут в учебные учреждения Адыгеи: трое - в детсад, один - в школу. Но условия в садах не предоставлены. Пока за детьми будет только присмотр и уход.
Кадры для «солнечных детей»
Объясняется это просто: в советских пединститутах и училищах не было курсов дефектологии. А молодые учителя не особенно рвутся не только к освоению вопросов инклюзивного образования, но и вообще в школу.
«Всё, что я читал и слышал об инклюзивном образовании, выглядело интересно и очень гуманно, пока моя семья не столкнулась с реальностью. Нам бы хотелось, чтобы дочь училась в нормальной школе, общалась с другими детьми. Мы воспользовались правом и подали документы в одну из майкопских школ. Но она оказалась неподготовленной к такого рода деятельности», - рассказал майкопчанин Евгений.
При этом родители здоровых детей поддерживают метод инклюзивного образования.
«Я от сына узнала, что в группе появились особые дети, и все вокруг - воспитательница, няня - постоянно кружатся около этих детей. Благо, мудрости и профессионализма воспитателей хватило на всех детей. В итоге сын стал более внимательным, терпимым. Изменился и сам процесс воспитания в группе, он стал, на мой взгляд, более индивидуальным», - считает Елена Мельникова.
Выходит, инклюзивное образование нужно. Но это целая система, которая не ограничивается пандусом у входа.
Смотрите также:
- Под завязку. Наполняемость классов в школах Адыгеи не соответствует нормам →
- Константин Павлов об инвестициях в человеческий капитал →
- Учебный год в России начнется по новым правилам →