Недавно в республике укрупнили поликлиники. Их стали объединять, чтобы решить проблему с очередями. Однако в поликлинике №2 по-прежнему негде повернуться. Народ жмётся в очереди под каждым кабинетом, кто стоя, кто на шатких скамейках 80-х годов. К хирургу - очередь от кабинета до входной двери.
Некоторые пациенты ждут по три часа, нервно вышагивая по прохудившемуся линолеуму.
Легко ли пациентам и поликлиникам существовать в новом графике, решили выяснить активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Адыгее.
В шаговой доступности?
Сокращение и укрупнение медицинских учреждений, которое специалисты деликатно называют оптимизацией, должно было привести к исчезновению очередей и быстрому оказанию услуг. На деле - теперь к врачу будет попасть значительно труднее. Сокращение-оптимизация напрямую затронула лечебные учреждения Адыгеи. О реальном сокращении числа поликлиник речь не идёт. В Майкопе они просто укрупнились, объединившись в четыре учреждения, остальные работают как филиалы крупной клиники под управлением одной администрации и одного главного врача.
Чиновники предполагали, что при укрупнении в пределах одного объединения с трёхуровневой системой медицинской помощи пациенты смогут пройти сразу всех узких специалистов. Не смогли, что и показал недавний рейд активистов ОНФ по поликлиникам Майкопа.
В Майкопском поликлиническом отделении №1 (бывшая поликлиника №2) на ул. Комсомольской, 159 свободного времени нет - загружен весь день. По словам старшего статистика поликлиники Марины СКРЫНИК, если до объединения поликлиника обслуживала больше 20 тыс. пациентов, то теперь добавилось ещё 14 тыс. жителей районов ЦКЗ, Восход и Михайлово. В порядке живой очереди просидеть под кабинетом от получаса до трёх часов - вполне реально. Чтобы потом запыхавшийся врач, который совмещает несколько работ, уделил пациенту10 минут.
В 10.00 у окошка регистратуры уже делать нечего: талонов к кардиологу и офтальмологу нет, к работающим по совместительству и, соответственно, приходящим отоларингологу и невропатологу попасть сложно, ревматолог только платный. Попасть на дневной стационар невозможно. Записаться на УЗИ можно лишь на июнь или август. Для взрослого населения республиканской столицы работают три томографа - два компьютерных и один магнитно-резонансный. Однако своей очереди пациенты ждут по два месяца. Не успела пациентка подготовить документы на инвалидность, как с неё сняли группу. Теперь всё заново.
«Врачи хорошие, но их мало и они все заняты. О какой шаговой доступности речь? У меня ноги болят, я еду сюда с Восхода на маршрутке, потом сижу здесь весь день. Но я пенсионерка - торопиться некуда. А работающим что делать после такой оптимизации?» - говорит пенсионерка Людмила Георгиевна.
Не лучше обстоит дело с поликлиникой №3: кардиолога нет, лор принимает только в понедельник и вторник в первой половине дня, хирург в понедельник, вторник и четверг. Социальная адаптация на нуле.
«Одна майкопчанка не первый месяц ждёт инвалидную коляску, также к нам поступают жалобы на нехватку в поликлиниках бесплатных лекарств, на отсутствие узких специалистов», - рассказали представители ОНФ.
Медики бьют тревогу: восемь поликлиник Адыгеи (семь городских и одна в пос. Яблоновском) пребывают в плачевном состоянии. По словам пресс-секретаря Минздрава Адыгеи Оксаны Литвиновой, у республиканских поликлиник для взрослых проблем много: за исключением муниципальной поликлиники Красногвардейского района, где сейчас полным ходом идёт капремонт и модернизация, все остальные остро нуждаются в срочном капитальном ремонте, который не проводился десятки лет. И хотя в прошлом году в поликлиниках и больницах заработали 103 новеньких медаппарата, мобильный комплекс, 12 «неотложек», состояние поликлиник оставляет желать лучшего.
«С января 2014 года мы провели реорганизацию амбулаторно-поликлинической службы Майкопа, что сделало более доступными для пациентов поликлиники лабораторные методы исследования и оказание медицинской помощи врачами-специалистами. Но это решает только часть проблем», - говорит заместитель министра здравоохранения Адыгеи Галина Савенкова.
Штатное списание
Свои плюсы у оптимизации есть: у кого не было лаборатории или рентгенаппарата, тот после укрупнения получил к ним доступ. Но легче и комфортней не стало ни пациентам, ни врачам.
Одной из основных проблем здравоохранения в Адыгее остаётся дефицит кадров. Сегодня в больницах и поликлиниках не хватает более 400 специалистов. Причина прозаична - высокая ответственность при низких заработках и социальной незащищённости. 36 специалистов после целевой клинической интернатуры и ординатуры, которые пришли в этом году, ситуацию не исправили. Сегодня Адыгее требуется 9 гастроэнтерологов, 16 кардиологов, 30 наркологов, 16 отоларингологов, 29 врачей «скорой», 20 травматологов-ортопедов, 19 фтизиатров. Это при том, что в Адыгее с каждым годом увеличивается число больных туберкулёзом, алкоголизмом и наркоманией. Особенно остро стоит кадровый вопрос по специальности «педиатрия».
Особый дефицит поликлиник - участковые терапевты. Низкая укомплектованность врачами-терапевтами не позволяет обслуживать дополнительные участки - тут бы со своим разобраться. Требует совершенствования система работы участковых, частью которой являются вызовы к маломобильным пациентам с хроническими заболеваниями.
«Только нашему отделению по штату полагается 21 участковый и столько же медсестёр. Фактически на участках работают только 11 врачей. На каждом участке живут от 1700 человек, а таких участков только у наших врачей до двух. Вот и считайте», - говорит Марина Скрыник.
Недостаёт в республике и среднего медперсонала, дефицит которого составляет 408 человек.
Рустем МЕРЕТУКОВ, министр здравоохранения Адыгеи:
«Я лично провёл в апреле приём граждан в городской поликлинике №2 - одной из самых стабильно работающих в Майкопе. Среди проблем - невозможность пройти в поликлинике флюорографическое и маммографическое обследование. Данный вопрос я взял под личный контроль и постараюсь решить к следующему году. Но вот платные анализы - это грубейшее нарушение, которое мы пытаемся искоренить уже не один год. Это недопустимо ни в коем случае, когда у нас есть лаборатории, в которых абсолютно бесплатно можно проводить эти анализы. Я потребовал у администрации поликлиники немедленно разобраться с этим вопросом, тем более что направление врачом на платные анализы - это явное нарушение закона. Наконец, Минздрав Адыгеи занимается решением ещё одного вопроса - кадрового. Для привлечения молодых специалистов в поликлиники Майкопа Кабмин РА решил пойти на кардинальные меры. Молодой специалист, в этом году окончивший интернатуру или ординатуру и изъявивший желание работать в поликлинике, получит 200 тыс. руб. и земельный участок».
Альберт БАГОВ, заведующий хирургическим отделением Майкопской городской клинической больницы:
«Модернизация - это «косметический ремонт», который не решает проблем в медицине. А нашему здравоохранению нужна не модернизация, а капитальный ремонт. В 90-е вместе со страной рухнула система здравоохранения. А новую, российскую, так и не создали. Отрасли нужны реформы. И давайте уже вещи называть своими именами: бесплатная медицина стала балластом, от которого надо избавляться. Мы повисли в воздухе, при рыночных отношениях стали заложниками слова «бесплатность» из советского прошлого. Модернизировали две отрасли: по модернизации выделяются средства на сердечно-сосудистую хирургию и онкологию. Больной уверен, что деньги за ним идут. А они оседают на уровне администрации больницы. А ведь не администрация, а лечащий врач должен быть заинтересован в этом больном. Нет финансовой заинтересованности - врач относится к своим обязанностям спустя рукава. Врач должен знать, за что и по каким критериям он получает зарплату. Он должен быть материально заинтересован в выздоровлении каждого больного. А не приходить ко мне каждый месяц с квитком и не требовать объяснений. Я не бухгалтер и не должен заниматься расчётами. Моё дело - лечебный процесс. Та же история, если не хуже, с поликлиниками. На протяжении ряда лет городская больница обслуживает в год до 15 тыс. людей. А бюджет не пополняется, сумма финансирования не изменилась. И вдруг сверху приходит план: в год должно быть пролечено 6 тыс. человек. Но медицина - это не миллион тонн кубанского риса. Остальных пациентов куда девать? Двери закрыть перед носом?»
Смотрите также:
- Нескорая помощь: в Адыгее не хватает врачей «неотложки» →
- В медучреждениях республики не хватает врачей →
- В Адыгее не хватает врачей-специалистов →