Опасный поворот. Почему курсанты автошкол Адыгеи становятся участниками ДТП

   
   

В классе тишина - курсанты автошколы республиканского отделения ДОСААФ перед компьютерами сдают теоретический экзамен. Среди гостей урока – представители общественности и министр МВД по Адыгее Александр Речицкий.

Мониторинг качества

Именно с майкопской городской автошколы ДОСААФ сотрудники МВД и представители общественных организаций начали проведение общественного мониторинга качества обучения курсантов в автошколах.

Аудитория, оборудованная специальным мультимедийным комплексом, который расширяет возможности наглядных форм обучения, компьютерные программы, позволяющие виртуально управлять машиной и комментирующие ошибки водителя, обязательные практические поездки, небольшое число курсантов в каждой группе – чего ещё, казалось бы, желать?

«Стоимость полного двухмесячного курса занятий - 12 тыс. рублей. За бензин каждый ученик школы платит отдельно - 125 рублей в час. Обычно практическое занятие длится два часа. Знания мы даём нормальные, хромает само воспитание. Водитель за рулём знает правила, но не обучен культуре на дороге, уважению ко всем участникам движения. Отсюда эта бесшабашная езда», - считает директор Майкопской автошколы ДОСААФ Марат НАТОКОВ.

По его словам, после окончания процесса в автошколе проводится выпускной экзамен, который вместе с преподавателями принимают сотрудники ГИБДД. Кроме того, в автошколе при ДОСААФ по договорённости с военкоматом Адыгеи обучаются призывники на водительскую категорию «С» - вождение грузовых автомобилей и бензовозов.

«Мы прекрасно понимаем, что надо повышать качество подготовки водителей. Наша организация заинтересована в том, чтобы те, кто получает права, не пропускали занятия, практически выполняя все задания. Автошкола при ДОСААФ отлично укомплектована. Но в Адыгее около 30 автошкол. Стоит обратить внимание на их комплектацию», – считает М. Натоков.

   
   

Выбираем подешевле

В последнее время учеников в школе поубавилось, при плане 1125 курсантов обучается порядка 700 человек.

Сегодня, в период кризиса, многие будущие водители ищут автошколу, где обучение 
подешевле.

Неудивительно, что среди большинства автошкол Адыгеи процветает коммерческая составляющая - конкуренция заставляет снижать цены. Но не всегда низкая цена курсов - залог крепких знаний водителя. При этом в последнее время среди населения ходят разговоры о том, что только жлобы ради получения водительского удостоверения сами учатся и сдают экзамены. Мол, есть и другие пути.
Практика показала: коммерческая составляющая и система конкуренции автошкол не являются гарантом качественного образования.

Число машин в Адыгее с каждым годом растёт, грамотных водителей больше не становится. Не зря ведущие общественные организации республики обеспокоены состоянием аварийности на наших дорогах.

По словам начальника отдела ГИБДД Адыгеи Мурата Бзегежева, с начала года на дорогах Адыгеи зафиксировано 65 ДТП. При этом водительских прав не было у троих нарушителей, а двое были вообще лишены прав. Основные причины затрагивают непосредственно правила движения - несоблюдение очерёдности проезда перекрёстков, нарушение правил проезда пешеходного перехода, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение бокового интервала, неправильный выбор дистанции.

По новым правилам

Цифры статистики гласят, что с этого года снизилось число аварий с участием водителей, чей стаж меньше трёх лет.

«В течение двух лет после окончания автошколы ГИБДД Адыгеи информирует её руководство обо всех авариях, где участниками стали её выпускники. Обвинять только авто-школы в аварийности на дорогах не стоит. В большинстве случаев виной всему - поведение самого водителя, который сознательно идёт на нарушение правил», - говорит заместитель начальника управления ГИБДД МВД по Адыгее Рамзин Гусарук.

По его словам, сегодня на дороге не хватает взаимоуважения, и часто ДТП происходят не из-за того, что водители не знают правил, а потому что они эти правила на дороге попросту не соблюдают.
Более того, в Майкопе активно действует группа гонщиков «Аnti ДПС», куда входят молодые люди до 25 лет. А на своей странице в соцсетях они призывают:

«Чем нас будет больше, тем эффективней мы поможем друг другу объехать все патрули ДПС. И тем самым избежим нежелательной встречи с сотрудниками правопорядка на дорогах нашего города». Это пишут те, у кого есть водительские права. Но есть и такие, кто из принципа, судя по бахвальству на страницах форума, ездит без прав, а только с удостоверением ГТО, выдавая его за права. Так, может, есть смысл ужесточить экзаменационный процесс в автошколах?

«Программы для обучения водителей готовятся в министерстве образования и науки России. Но сейчас в Минюсте России на согласовании находятся новые правила сдачи экзамена в автошколах. Если раньше при 20 вопросах возможно было допустить две ошибки, то в новых правилах при одной ошибке из блока даётся ещё пять дополнительных вопросов по этой теме», - рассказал Р. Гусарук.

Может, благодаря новым правилам приёма экзаменов, число неучей-водителей на дорогах республики уменьшится? 

Тимур БАРЧО, председатель регионального отделения ДОСААФ России:
«Автошколы - это надзорная сфера Минобрнауки России и ГИБДД. Но сегодня принцип выдачи лицензий не совсем соответствует реалиям. Если раньше, прежде чем выдать лицензию на осуществление подготовки водителей, надзорные органы выезжали в автошколу и лично проверяли состояние материально-технической базы, опыт педагогического персонала, то сегодня достаточно подать заявку и собрать документы. Проверять начинают через год деятельности. За это время можно сделать пять выпусков, выдать права нескольким десяткам человек. Если не всё гладко с документацией, через год можно просто свернуть деятельность, а деньги положить в карман. Это к вопросу о том, как появляются на наших дорогах безграмотные водители. Кроме того, я убеждён, что при подготовке водителей нельзя ставить во главу коммерческую составляющую. Пусть люди выбирают школу подешевле или подороже, но нужны единые стандарты подготовки водителей, а не рентабельность того или иного вида подготовки. К примеру, подготовка водителей категории «Е» наиболее дорогостоящая, курсы до 20 тыс. рублей. Коммерческие структуры часто отказываются от неё. Выходит, не в полной мере выполняют программу. ДОСААФ всегда обеспечивал весь спектр услуг - иначе мы не можем, статус не позволяет. Мы организация, у которой есть традиции, прозрачность в работе, но при этом работаем практически себе в убыток. Однако уйти с рынка не можем - место займут другие. Думаю, нужен орган, который будет контролировать все этапы работы автошкол, и если надо, отзывать лицензию».

Смотрите также: