Под ковшом. Почему в Адыгее выгодней засыпать древнюю пещеру

Из архива Игоря Огая

Вандализм в отношении древних реликтов стал в республике нормой.

   
   

Волонтёры, приехавшие в Адыгею с благородной миссией очистить Кожжохские дольмены от растительности и сделать их основой первого на юге России археологического парка, столкнулись с варварством не только по отношению к мегалитам, но и по отношению к пещерам.

От недр до небес

Волонтёры из Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда на добровольных началах очищали дольмены, а 4 августа отправились на маркировку нового туристического маршрута, призванного связать уникальные пещеры Свято-Михайловской пустыни и панорамную вершину скалы Галкина, откуда открывается уникальный вид на весь Западный Кавказ. А в хорошую погоду панорама открывает горы Эльбрус и Фишт. 

Маркировка маршрута. Фото: Из архива Игоря Огая

В 1,5 км от Свято-Михайловского монастыря волонтёры и учёные-спелеологи из Сочи и Санкт-Петербурга обнаружили неизвестную ранее пещеру, которую случайно ковшом экскаватора «открыли» рабочие, когда рыли карьер неподалёку. 

Вход в пещеру. Фото: Из архива Игоря Огая

По словам руководителя республиканского отделения Русского географического общества Игоря Огая, карстовая пещера, возраст которой более двух миллионов лет, отлично вписалась бы в новый турмаршрут. Из красивой пещеры со сталактитами и сталагмитами туристы постепенно поднимались бы к панорамной точке. Адыгея от недр до небес во всей красе - что может быть красивей? 

Карьер, где была найдена пещера. Фото: Из архива Игоря Огая

Редкости - по миру 

Но не так решили строители и хозяева карьера. Уже пятого августа утром, когда исследовать новую пещеру прибыли учёные спелеологи, оба входа в уникальное подземное царство были засыпаны. Пещеры как ни бывало! Хотя карьер шёл вниз, пещера ему никак не мешала. 

На следующий день вход в пещеру был засыпан ковшом экскаватора. Фото: Из архива Игоря Огая

По словам председателя Комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества (Санкт-Петербург) Юрия Ляхницкого, во всём цивилизованном мире пещеры являются объектом охраны. Россия - не исключение. По нашему законодательству, если открывается вход, то приостанавливаются любые проводимые на поверхности работы и больше не возобновляются. Пещера должна быть всесторонне исследована, занесена в реестр особо охраняемых объектов региона. То, что произошло с карстовой пещерой в Адыгее - возмутительный факт. 

   
   
Внутренняя часть пещеры. Фото: Из архива Игоря Огая

«Как можно объяснить или, тем более, оправдать узаконенный вандализм, когда проще засыпать уникальный природный памятник, чем объявить о древней карстовой пещере учёным мира и просить исследовать её? В Адыгее уникальные пещеры, которым нет аналогов в мире. Но я не удивлюсь, если рука поднимется на Гавришеву пещеру и Порошковую с её уникальным гипсом, ведь смогли же за сутки завалить камнями карстовую пещеру у монастыря», - считает специалист-спелеолог Сочинского отделения Русского географического общества Константин Мяги

Учёные предлагают взять под особую охрану региона пещеры Майкопского района и грот «Череп», которые надо спасать от вандалов. 

Порошковая пещера инкрустирована редкими кристаллами селенита – особой, очень редкой разновидности гипса. Внимания заслуживают и пещерные обитатели – подковоносые летучие мыши. Это тоже редкие млекопитающие, занесённые в Красную книгу. 

«Если мы не уважаем своё культурное наследие и готовы его сравнять с землёй, как Кожжохские дольмены, или засыпать камнями, как неизвестную карстовую пещеру, то чего ждать от других?» - возмущается начальник карстового отряда Архангельской геологии Юрий Николаев

Вырванный ковшом обломок древней породы. Фото: Из архива Игоря Огая

Такого же неуважения. Ведь если бы при маркировке нового маршрута волонтёры случайно не увидели неизвестную пещеру, она так бы и осталась засыпанной камнем ещё на миллионы лет. 

Хоть кто-то понесёт ответственность за уничтожение памятников старины и природных древностей? Или всё, что остаётся увидеть в горах Адыгеи, - это экскаваторы, троянскими конями расползающиеся по пещерам, курганам и дольменам.