Кузнецы говорят, что у каждой наковальни свой голос. Чтобы зазвенело многоголосье, на большую поляну в центре посёлка Мезмай Краснодарского края съехались кузнецы из Адыгеи, Ставрополья, Краснодарского края, Ростовской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарии.
В седьмой раз у этнографического музея «Традиционные народные ремесла Кубани» развернулась самая большая кузня юга России и ярмарка ремёсел.
Не на солнечной стороне
Фестиваль «Кузнечное дело Кубани» собрал лучших. Кузнецы приехали себя показать и на других посмотреть. А зрителей и болельщиков - полна поляна.
«Работать приехали 47 кузнецов, а 20 – просто посмотреть, как работают молодые. Кузнечный мастер-класс – свободная тема. Каждый показывает, в чём силён. Кто-то делает подсвечник, кто-то молоток, кто-то кочергу, кто-то – металлическую розу. Но тема фестиваля этого года – традиционный казачий сельскохозяйственный инвентарь для возделывания земли и сада. Много народу съехалось, не хватает оборудования: у нас 20 наковален, а надо бы 50», - рассказал один из организаторов фестиваля Михаил Скворцов.
Традиционный казачий инвентарь появился на Кубани в конце XVIII в., с переселения запорожских казаков. Тогда и появилась первая потребность в предметах из железа – плугах и боронах, серпах и вилах, ухватах и подковах. С тех пор кузнечная технология мало изменилась.
Фестиваль тоже открыли по старинке – почти магическим действом: в одном из горнов зажгли кузнечный уголь, оранжевый дым от которого густым облаком взметнулся в небо.
«Металл от такого угля добела раскаляется. Главное, момент не прозевать, когда дым уходит и остаётся один огонь», - рассказал старейший сельский кузнец Кубани Виктор Гридасов из ст. Смоленской.
Виктор Владимирович у горна с 15 лет, сразу после окончания училища в Белогорске (Крым). Когда вернулся на Кубань, делал всё, что требовалось в колхозе – от кукурузной сеялки к мотоблоку собственной конструкции до лопат и тяпок. Сейчас редко подходит мастер к наковальне – здоровье не то, но его продукция пользуется популярностью по всей России: из 28 тяпок, привезённых на выставку, в середине фестиваля осталась одна, из 100 рыхлителей для картошки - только два.
По словам мастера, нет для кузнеца ничего невозможного - сломанная когда-то и отремонтированная им по типу большой сапёрной лопатки лопата служит хозяину верой и правдой уже 22 года.
Из деталей старой машины он выковал целый набор инструментов для сада.
А Игорь Мирошников из Краснодара увлекается ковкой только год. Успешный бизнесмен, директор заправочного комплекса считает минуты, когда сможет отдохнуть от дел у горна.
«С кузнечным ремеслом ничто не сравнится: насколько это интересно, когда из куска обыкновенного металла рождается что-то красивое и полезное. Я делаю сельхозинструменты. И у всех моих друзей - эксклюзивные кочерги для камина моей работы», - улыбается Игорь.
Попробовать себя в роли подмастерья мог любой. Есть у кузнецов свои приметы, который должно соблюдать даже на фестивале.
«В горн бычки не бросать, мусор не сжигать, посторонним кузнецу не мешать и не прикасаться к деталям ковки и инструментам. А вообще, в кузне должно быть темно, чтобы кузнец видел цвет металла. Солнце не для кузнеца. Поэтому в былинах кузня - загадочное, полное тайн место», - рассказал ростовчанин Александр Михайленко.
Но ко мнению Георгия Самсонова из Адыгеи прислушиваются мастера любого возраста - ас в кузнечном деле. Георгий может без проблем выковать даже ограду Виндзорского дворца. Дело трудоёмкое, долгое, но возможное. Самое сложное – сделать инструмент для себя. Вот где попотеть придётся.
А железные розы мастера дарят только любимым – на такой букет уходит полтора десятка роз, в каждой выковывается по 5-6 лепестков.
В эскизах истории
Яна и Андрей Образцовы переехали три года назад из Питера в кубанскую станицу Холмскую. Яна работала научным сотрудником в Царском селе, Андрей – 10 лет кузнецом, помогал музейщикам в реставрации кованых царских подсвечников, каминных инструментов. Сейчас Яна - не только дизайнер, но единственная на Кубани женщина, которая наравне с мужем трудится в перчатках у горна.
К Андрею за помощью обращались из музеев, храмов. Он полностью отреставрировал решётку Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, вместе с Яной подготовил проект реставрации кованых элементов часовни Гвардейского экипажа в Военно-морском музее северной столицы. Мечта четы кузнецов - получить лицензию на изготовление казачьего холодного оружия. Яна уже сейчас готова к ковке растительного и животного орнамента на ножнах и рукоятях сабель, ножей и кинжалов. Кстати, на фестивале кузнецы взялись за шашки - казачью гордость. Кузнецы умеют не только их ковать, но и виртуозно жонглировать одной или сразу двумя.
Неподалёку очередь за гончарный круг, кто-то пытается освоить вышивку рушников, коллекцию которых привезла на фестиваль директор Апшеронского историко-краеведческого музея Елизавета Ухина.
«Самый древний рушник, который хранится в музее, принадлежал моей бабушке. Он вышит в конце XVIII-начале XIX вв. в жизни женщины было до 80 рушников: от рождения до смерти. По рушнику можно было прочесть не только о девичьих мечтах, но и любви, о свадьбе, о счастье материнства, о тоске матери по сыну, которого забрали в солдаты. Когда женщина умирала, она разрывали свой рушник пополам и дарила двум внучкам, как код жизни. По рушнику можно было узнать историю целого рода», - рассказала Е. Ухина.
Классические рушники вышивали чёрно-красными нитями, а петухи на них - символ борьбы жизни со смертью, нижняя часть - память о предках.
Ещё одной памятью о предках стали песни в исполнении ансамбля «Ятрышник»: в поездках по кубанским и русским сёлам и хуторам музыканты собрали не только народные песни XVII в. В репертуаре коллектива - героические песни и плачи раннего средневековья - Киевской Руси.
Так история приходит к нам - со звуком молота, узором рушника, вековой песней.