«Когда я во второй раз увидела Мариуполь, приятно было сознавать, что этот красивый город вновь возвращается к жизни», - говорит лидер молодогвардейцев Адыгеи, депутат горсовета Майкопа Асета Берзегова.
Со страхом и надеждой
- Вы дважды побывали в Мариуполе в качестве волонтёра. Каким увидели город?
- Впервые в Мариуполь я поехала в сентябре с командой молодогвардейцев со всей России для участия в референдуме в качестве наблюдателей. Нас было 50 человек.
Знаете, до этого я ни разу не была в этом городе и не знаю, каким он был до февральских событий. Пока мы ехали, не покидало чувство страха и в то же время огромное желание обязательно попасть в Мариуполь, увидеть, как жители города налаживают мирную жизнь.
Но всё же первое впечатление от города - это шок. Причём сразу на въезде. Там стоит огромный многоэтажный дом, в середину которого попал снаряд - теперь её просто нет. А боковые части дома стоят целые. Но дальше по городу таких домов оказалось много. Хотя встречались районы, не слишком сильно пострадавшие от боевых действий, но практически везде были заметны следы ожесточённых сражений.
В город мы приехали рано утром. И меня поразило, как там необычайно тихо и пустынно. Практически не встречались люди, только редкие автомобили с буквой «Z» на дверцах или бампере, да на заборах частных домов надписи «Живут люди». Можно сказать, впервые я увидела Мариуполь израненным, но живым.
Второй раз мы были в Мариуполе в октябре. И это был совсем другой город: на улицах больше народу, пустили автобусы и маршрутки, восстанавливают дороги, очень много строителей и строек, по всему городу - подъёмные краны.
Мы видели и новые здания, и ремонт старых, видели один полностью отстроенный район Мариуполя. И хотя разбомблённые здания есть и их немало, но рядом с ними люди уже открывают небольшие базарчики. В городе вновь горит свет, есть вода, заработали магазины и школы.
Огромную помощь жителям оказывает гуманитарный центр, куда круглосуточно идут люди со своими проблемами. Стало понятно: Мариуполь понемногу возрождается, буквально из пепла.
Мир вместо потрясений
- Как российских волонтёров встречали горожане?
- В первую поездку на референдуме мы как волонтёры работали на избирательных участках, много общались с людьми. Я не почувствовала ненависти или злобы. Многие люди рассказывали нам о жизни до и после. Истории были разные, но объединяло их одно: горожане устали от многолетнего напряжения, очень ждали воссоединения, мирной и спокойной жизни.
Мне запомнилась 83-летняя бабушка Валентина. Она родилась и выросла в Мариуполе, всю жизнь проработала крановщицей на башенном кране. Она участвовала в строительстве большинства домов в родном городе. Бабушка Валентина со слезами рассказывала мне, как больно было видеть, что стало с её любимым городом. А потом твёрдо заявила: «В свои 83 я специально пришла, чтобы отдать голос за воссоединение с Россией, за мирную и спокойную жизнь».
Ещё одна женщина средних лет пришла на референдум с двумя внучками. Она рассказала, что с февраля они пережили так много потрясений, что день референдума для них - праздник. Потому что теперь у жителей Мариуполя появилась надежда на светлое будущее без сигналов тревоги, обстрелов и канонады. И она очень хочет, чтобы её внучки запомнили этот день.
Во вторую свою поездку мы привезли для библиотеки Мариуполя, которую на тот момент как раз восстанавливали, около 500 книг. До этого мы уже участвовали в акции «Книги - Донбассу», инициированной главой Адыгеи Муратом Каральбиевичем Кумпиловым. Совместно с Национальной библиотекой РА собрали более 300 книг: русскую классику, материалы по краеведению и истории, нартский эпос, детскую литературу.
Эти книги пополнили фонды библиотеки села Дьяково Антрацитовского района Луганской Народной Республики, где в 1941 году погиб наш земляк - Герой Советского Союза Хусен Андрухаев. Несмотря ни на какие нововведения, жители Дьякова бережно хранили и хранят память о подвиге лейтенанта из Адыгеи.
Не хлебом единым
- Не кажется ли вам, что продукты, средства гигиены, стройматериалы сейчас важнее книг?
- Как говорится, не хлебом единым жив человек. Продукты, средства гигиены - вещи первой необходимости. Если можно так сказать, одни утоляют голод, другие помогают справляться с бытовыми трудностями. Их на Донбасс доставляли чуть ли не с февраля. Волонтёры, и наши, и местные, раздавали гуманитарную помощь в специально оборудованном центре, разносили адресно пожилым людям, которым в силу возраста проблематично выйти на улицу.
Но человеку этого мало. Ему обязательно нужно что-то для сердца, для души. Думаю, в такое сложное время привезённые нами книги важны не менее буханки хлеба и чистящего средства, а может быть, и более.
Я это поняла, когда к нам в волонтёрский центр Майкопа пришли беженцы с Украины, переехавшие в Адыгею. Когда они увидели книги на столах (мы как раз собирали очередную посылку для Донбасса), то попросили: «Можно выбрать что-то почитать и для себя?». И выбирали в основном сочинения Пушкина, Толстого, Лермонтова, много детских книг, которых ни у кого из них здесь не было.
- Поездка в Мариуполь что-то изменила в ваших взглядах, в восприятии жизни?
- Думаю, она заставила меня ещё раз осознать, как хрупок мир. И как много зависит от каждого из нас, чтобы этот мир был сохранён во что бы то ни стало. В Мариуполе я увидела необыкновенных людей, которые не теряют надежду, живут, создают семьи, растят детей и ждут мира.
От терпимости к ложному единству
- В последние годы толерантность считается главным достижением человечества. Почему же так легко заразить сознание современников идеями нацизма, превосходства одной нации над другими?
- Лично мне не всегда понятно, какой смысл современный мир частенько вкладывает в понятие «толерантность». Если верить словарям, толерантность - это термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. А если это иное мировоззрение - проявление фашизма, пропаганда террора, низменных инстинктов? Тогда как? Тоже терпеть?
Толерантность, на мой взгляд, - это ни в коем случае не попустительство. Толерантность - это прежде всего умение выстраивать диалог с человеком другой нации, другой позиции, другой культуры. Умение слышать доводы другого, умение прийти к пониманию и соглашению, не жертвуя при этом основополагающими человеческими ценностями. Истинная толерантность ведёт к миру между людьми, а не пропагандирует распущенность и равнодушие.
Что же касается идей нацизма... Это ложное единство, в основе которого лежат мифы об исключительности. Нацизм неприемлем ни в каком виде. Это гибель для любого государства. Национальная гордость должна быть стимулом к созиданию, а не к разрушению, она побуждает человека к мирному труду, а не к агрессии.
Ещё одна опасность национализма в том, что он изнутри разъедает человека. Яркое тому подтверждение - пугающее единство жителей Третьего Рейха в ненависти к другим нациям. И как итог - ужасы концлагерей, изуверства на захваченных территориях в годы Второй мировой войны.