Черкешенке, победившей оспу. В Адыгее прошла презентация костюма Юрия Сташа

В Северокавказском филиале музея искусства народов Востока состоялась презентация нового костюма художника-модельера заслуженного работника культуры Республики Адыгея Юрия Сташа.

   
   

Платье трёх эпох

Тонкий силуэт, свойственный адыгскому парадному платью сае, золотая вышивка на тёмно-бордовом фоне, орнамент с хаттской клинописью и символами растительного и животного мира, а также своя уникальная история, которая есть у каждого костюма известного модельера из Адыгеи Юрия Сташа.

Свою новую работу - женское парадное платье, шапочку и пояс - мастер неслучайно назвал «В поисках добра и мира». Это обращение к истории адыгского народа, дань уважения черкешенке, создавшей эффективное средство против оспы.

«Я много лет изучаю сословный исторический костюм адыгов: крестьян, горожан, воинов, князей. И в каждой коллекции стараюсь соединить наиболее интересные детали, по-своему их интерпретируя. В одном костюме может сочетаться несколько материалов - до 10 различных тканей с имитацией кожи, металла. Но при этом я сохраняю «самостийность» адыгского платья: спокойную, не кричащую цветовую гамму, орнамент, лекала, - рассказал художник-модельер, заслуженный работник культуры Адыгеи Ю. Сташ.

Но на этот раз давно задуманное женское парадное платье получилось у мастера только со второго раза. Толчком для того, чтобы вновь вернуться к его созданию, послужили знаки древней хаттской клинописи, о которых модельер прочёл в книге Татьяны Шомаховой и Хаути Пхитикова «Хатты в древних языках и культурах».

И работа закипела. А через какое-то время эскизы платья пополнились и другой символикой.

По словам Ю. Сташа, в новом образе он постарался объединить три исторические эпохи. Это II тысячелетие до н. э. - времена хаттов, предков адыго-абхазских народов. Они отражены 140 знаками древней клинописи, вышитыми золотом и украшающими края платья.

   
   

Мех на нарукавных подвесках и подоле адыгского сае впервые увидел арабский путешественник и географ Аль-Масуди в X в., во время своего путешествия по Черкесии.

А третья эпоха - это 1711 г., когда черкешенка впервые сделала прививку и вылечила оспу. Именно поэтому на нарукавниках платья вместе с адыгским орнаментом золотом вышит символ медицины кадуцей - жезл, обвитый двумя обращёнными друг на друга змеями.

Противоречия истории

Считается, что средство против оспы (вакцину) впервые открыл британский врач Эдвард Дженнер в 1776 г. Однако задолго до этого, в 1711 г., француз-путешественник Абри де ла Мотрэ, будучи на Кавказе, описал в своих записках процедуру оспопрививания адыгской девочке, которую сам же наблюдал в селении Деглиад.

«Девочку отнесли к маленькому мальчику трёх лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начали гноиться. Старая женщина взяла три иголки, связанные вместе, которыми она, во-первых, сделала укол под ложечку маленькой девочке, во-вторых, в левую грудь против сердца, в-третьих, в пупок, в-четвёртых, в правую ладонь, в-пятых, в лодыжку левой ноги, пока не пошла кровь, с которой она смешала гной, извлечённый из оспинок больного», - пишет де ла Мотрэ.

То есть, подчёркивает Ю. Сташ, оспа не обошла адыгов стороной: во-первых, как явствует из воспоминаний, эта болезнь имела место в адыгских аулах, во-вторых, слово, её обозначающее, в языке тоже сохранилось.

Но француза-путешественника удивило и другое: лица большинства черкесов были чистыми, без характерных следов оспы, как у европейцев. И даже если кто-то в ауле был болен, заражение не распространялось дальше, как это было в Европе, не превращалось в эпидемию.

«Знаете, я где-то прочёл, что, если бы существовала богиня спасения от оспы, она наверняка была бы черкешенкой. Пока Европа укрывала рябые лица мушками и масками, черкешенки покоряли заезжих визитёров ясными карими глазами и точёными чистыми лицами. Контраст был так велик, что европейцы хватались за дневник - записывать свежие впечатления», - смеётся модельер.

На волне потребления

Своим костюмом «В поисках добра и мира» модельер выразил восхищение открытием адыгской женщины, спасшей народ от страшной эпидемии. И название образа отнюдь не случайно, у него тоже своя роль.

«Человечество сегодня захлестнула волна потребления. На этой волне все истинные жизненные ценности нами же выхолащиваются, удешевляются. Главная наша потеря - умение сопереживать, сочувствовать, основные человеческие добродетели. В итоге два самых главных для человека понятия - мир и диалог - сегодня самые дорогие и, к сожалению, самые актуальные. Не ракеты, а разумное человеческое слово может даровать людям хрупкий мир. Только где оно? Мы нещадно выкачиваем из земли и продаём её богатства. А что оставляем взамен? По большому счёту, ничего», - вздыхает Ю. Сташ.

По его мнению, успех человека сегодня измеряется деньгами и возможностями, которые они дают. О духовном люди забывают.

А ведь черкешенка, спасшая мир от оспы, так и осталась неизвестной. Она не думала о славе, она только хотела спасти своих родных, свою семью, свой аул. Создавая этот образ, я думал о том, ради каких высоких идеалов должен жить человек. И очень бы хотел, чтобы мы никогда о них не забывали, - подчеркнул мастер.