Что за профессия - пряха? Как старинное ремесло стало образом жизни

Сегодня профессией «психолог» мало кого удивишь - его советами пользуются и взрослые, и дети. Но вот вторая профессия Анны Косаревской - пряха - на несколько мгновений вводит в ступор. Слишком уж редкое слово, не говоря уже о ремесле. Будто из сказки. Как-то не монтируется оно с темпами XXI века.

   
   

Каков путь от руна до нитки?

Прядение ворвалось в её жизнь случайно, но Анна не видит в этом ничего удивительного.

«Если вдуматься, все женщины - потомственные пряхи. В нас это заложено генетически, как минимум, от бабушек-прабабушек. И это умение осталось в подсознании, в пальцах, просто мы его не стали развивать. У меня в семье пряли все, кроме мамы. Когда мне было лет пять, бабушка попыталась и меня приохотить к прядению на прялке. Прялка старинная, раритетная, вывезенная моей прабабушкой Анисьей Косаревской из деревни Андреевка Куйбышевской области. Но тогда ни история раритета, ни само прядение меня не заинтересовали», - рассказывает рукодельница.

Интерес к семейному ремеслу пришёл гораздо позже. Два года назад, наводя порядок в гараже, Анна наткнулась на необычный деревянный предмет.

«Рукоделием я занимаюсь давно. Кроме того, руковожу творческой мастерской для инвалидов «Волшебный фонарь». Так что прядение в моей жизни - это и хобби, и работа, и образ жизни. Я сразу поняла, что найденный мною предмет - веретено. Но оно слишком отличалось от тех, что были у бабушки. В интернете я выяснила, что это старинное турецкое подвесное веретено. Пряла на нём моя прабабушка Александра. Но в России оно почти не встречается. Как турецкое веретено попало в нашу семью, остаётся загадкой», - говорит Анна.

Когда раритет связан с мистикой?

   
   

Твёрдо решив освоить искусство прядения на веретене, а потом и на прялке, начинающая пряха начала обучение с нуля при помощи видео в интернете.

«Но есть один нюанс. У меня инвалидность I группы по зрению, и не все видео в интернете мне доступны. Так что постигала я секреты прядения во многом интуитивно. И сегодня некоторые вещи делаю на ощупь, в том числе на веретене и прялке пряду вслепую. Хотя об этом, видя мои работы, редко кто догадывался», - подчеркнула рукодельница.

Ремеслу пряхи Анна Косаревская научилась быстро: за месяц освоила веретено, за неделю - прялку. Пришёл момент, когда у мастерицы появились заказы.

И хотя из-за зрения Анна не вяжет спицами, зато свободно прядёт на турецком и двух русских веретёнах - тоже семейных реликвиях, подаренных ей знакомыми, а также на двух старинных прялках. Одна досталась ей от бабушки (раритету не менее 150 лет). А вторую Анна по случаю приобрела в комиссионном магазине.

По словам мастерицы, вторая прялка ещё молодая - ей не больше 70 лет.

«Может, это покажется мистикой, но у каждой прялки свой характер. Каждая хранит память о прикосновении человеческих рук и даже о времени. Раньше на Руси было запрещено работать по воскресеньям. Я и сейчас не могу: то нить рвётся, то прялка с ритма сбивается. Иначе как памятью инструмента я это не назову», - рассказывает мастерица.

По её словам, человеку для счастья среди прочего в жизни нужно найти дело, от которого будут гореть глаза. Чтобы просыпаться с радостью и бодростью - ведь впереди работа, она ждёт, и планов громадьё. И это не какая-то кабала, а неотъемлемая и очень приятная часть жизни.

И в этой, приятной части жизни, наряду с прядением, которым она, действительно, увлечена, Анна освоила тонкости обработки и покраски шерстяных нитей. А это труд не одного дня и явно не из лёгких.

Как веретено со спиннером перепутали?

Попутно мастерица научилась обработке и покраске овечьей шерсти, которой её снабжает семья фермеров из Майкопского района.

Как показала практика, прядение - ремесло сезонное. Заказы Анна получает с ноября по март. Спросом в Адыгее пользуются шапки, лечебные пояса, носки и шарфы из овечьей и собачьей шерсти. Нередко владельцы собак заказывают клубки нитей из шерсти своих питомцев. Нить из собачьей шерсти мягкая на ощупь и тёплая. А для многих владельцев сувениры, которые получаются из шерсти домашних питомцев, очень трогательные, ценные и памятные.

Кстати сказать, собачья шерсть не хуже овечьей - обладает многими целебными качествами.

«Представьте: болит спина, укутываем её тёплым шерстяным поясом, принимаем удобную позу, при этом стараемся не нагружать позвоночник - и через время, действительно, становится легче. То же самое с носками. Ноги в тепле, особенно сейчас - это замечательно», - рассказала пряха.

А ещё Анна Косаревская - участница выставок ремёсел и мастер-классов.

«Всегда найдутся те, кому интересно искусство прядения. Жаль, из-за коронавируса пока нет возможности проводить для них мастер-классы. Бывают и курьёзные случаи: как-то на городской выставке-ярмарке ко мне подошли школьники, попросив продать им мой большой спиннер, и очень удивились, когда узнали, что это не спиннер, а турецкое веретено», - смеётся пряха.

Сейчас она мечтает освоить изготовление крупной шерстяной нити - одежда из неё сегодня в тренде.

Вот и выходит, рано записали профессию «пряха» в устаревшие. На это ремесло есть спрос.