Дети родной земли. Абдулах Берсиров рассказал о репатриантах Адыгеи

«День репатрианта - напоминание о том, что приоритетным направлением российской политики является защита прав и законных интересов соотечественников из-за рубежа. И наша страна продемонстрировала это, приняв адыгов из Косова и Сирии», - считает директор Картинной галереи РА заслуженный художник Адыгеи Абдулах Берсиров.

   
   

Что потеряли - что обрели

- 1 августа Адыгея отметила День репатрианта. Он посвящён приезду на историческую родину в 1998 году первой группы адыгов из Косова. Прошло 26 лет. Не утратил ли этот день своей актуальности?

- Этот день не утратит своей актуальности никогда. Со времён Кавказской войны XIX века адыги живут в более чем 50 странах мира. В Кавказскую войну они очень много потеряли, но, оказавшись за рубежом, они в какой-то степени и многое обрели. Благодаря толерантности по отношению к людям других наций, им стали доступны мировые языки, культура.

Адыги никогда не были особо политизированы. Покинув родину, они жили мирно, соблюдали законы стран, ставших им второй родиной.

Но международная обстановка становится всё более непредсказуемой и непостоянной. В 1993 году в Юго­славии стало расти число меж­этнических столкновений. Чтобы не участвовать в них, 165 адыгов из Косова решили вернуться на родину предков, в Адыгею. Через время то же самое повторилось с семьями адыгов из Сирии, бежавшими в Адыгею от ужасов войны.

Республика помогла репатриантам устроиться на новом месте, решила проблемы с работой и жильём. В Адыгее для косовских адыгов даже построили целый аул Мафэхабль (Счастливый). Эти шаги требовали серьёзных затрат, но Россия пошла на это, зная, с какими бедами пришлось столкнуться адыгскому народу с XIX века, и ещё раз продемонстрировала своё миролюбие по отношению к людям, нуждающимся в помощи. И сейчас многие репатрианты мирно трудятся в сельском хозяйстве, образовании, торговле, медицине, строительстве.

Но обстановка в мире остаётся очень неспокойной. А значит, люди просто по природе своей будут искать убежища там, где им и их семьям гарантируют мир, покой и помощь. Для многих это станет возвращением на историческую родину.

   
   

За счёт чужой крови

- Одна из целей Дня репатрианта - сохранение родного языка, многовековых культурных традиций. Но разве сегодня уровень знания родного языка и традиций не вызывает тревогу?

- Во все времена и даже у больших народов тревога потерять родной язык и культуру есть. Однако в российском пространстве довольно много делается для того, чтобы сохранить языки и культуру всех народов страны. Этим вопросом занимаются и федеральные, и региональные власти. Но важно, чтобы и сами люди были заинтересованы в сохранении своей нации. Не по принципу «я хороший, ты плохой, потому что другой национальности». Это шаги к духовной деградации.

Сохранение культуры своего народа невозможно без образования и широкого кругозора. Ведь чем больше ты узнаёшь мировую культуру, тем ближе и многограннее становится для тебя культура родная. Чем больше в Ленинградском институте я узнавал о мировой живописи, скульптуре и архитектуре, тем ценней оказывалась для меня адыгская культура, тем шире становились мои творческие горизонты.

Каждый язык, каждая культура - это особый вклад в мировую цивилизацию. Нельзя обосабливаться, считая одних выше, других ниже. Это путь в никуда. И сейчас это актуально как никогда. Ведь направление, в котором развивается человеческая цивилизация, не всегда адекватно тому, что происходит в мире.

Допустим, сейчас наша планета довольно серьёзно страдает - в разы увеличилось число природных катастроф, резко изменился климат, исчезают озёра и реки, виды животных и птиц. А что люди? Вместо того чтобы заняться проблемами планеты, от которых зависит жизнь всего человечества, они заняты наращиванием вооружений, изобретением новых видов наркотических препаратов. Именно на это идёт большое количество средств, знаний и сил человечества. За счёт чужой крови, чужой смерти делаются состояния. А это уже катастрофа.

Диаспора в помощь

- В Картинной галерее 1 августа открылась тематическая выставка «Кавказская диаспора». В нынешней ситуации какие проблемы, по-вашему, должны решать национальные диаспоры, а в чём их надо ограничить?

- Диаспора - это общественное объединение. То есть по закону она не имеет прав на разжигание межнациональной и социальной розни. Если её члены - российские граждане, то они должны жить и действовать в интересах России. То же касается национальных диаспор других стран. Считаю, что диаспора должна помогать людям адаптироваться в чужой стране, разъясняя её законы, которым обязан следовать каждый на территории РФ.

Главная цель каждой диаспоры - стать полезными, законопослушными и уважаемыми гражданами общества, в котором они живут. Нельзя забывать культуру своего народа, свой родной язык. Но нельзя и противопоставлять их обществу той страны, в которой живёшь.

Говоря о диаспорах России, я бы процитировал слова председателя республиканского комитета по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Аскера Шхалахова: «Мы с радостью готовы принять тех, кто этого хочет. Но нам нужны полноценные члены нашего общества, настоящие граждане России».

Неумирающая песня

- Большинство ваших работ тесно связано с адыгским фольклором, адыгским менталитетом. Скажите, какие черты национального характера черкесов сегодня особенно необходимы обществу?

- У каждого народа есть свои неумирающие песни. У адыгов одной из таких песен стала «Синан» Умара Тхабисимова и Киримизе Жанэ. Это песня о матери, дающей жизнь, прародительнице всего живого. Я уверен, человека формирует отношение к родителям. Недаром первыми каменными скульптурами древних людей были женские фигуры. Уважение к матери, женщине, заложено на генном уровне, и его нельзя заглушать.

Знаете, я родился в многодетной семье, вместе с четырьмя братьями и двумя сёстрами получил от родителей много любви. Я всегда уважал и любил отца, многому от него научился. Но чаще вспоминаю мать, её героизм по отношению к детям, к семье. В тяжёлые военные годы она одна тянула на себе семью - отец воевал. Каждое утро она уходила за несколько километров от аула, к реке Лабе, принести солому для коровы, чтобы у детей всегда было молоко. И таких примеров материнской любви не сосчитать.

Наши родители, военное поколение, были великими людьми. Мы в сравнении с ними намного аморфней. У них была тяжёлая жизнь, но они подняли нас шестерых, всем дали образование, вывели в люди. Чего им это стоило, остаётся только догадываться. Ни разу я не услышал ни упрёка, ни жалобы на тяжёлую жизнь. Но каждый раз мы вшестером уезжали из родного дома на учёбу и работу, нагруженные полными сумками продуктов. И я до сих пор помню, с какой тревогой и любовью во взгляде провожала меня мама.

Думаю, уважение к матери, к женщине - главное, что необходимо в любом обществе, что не должно меняться со временем.

Досье:
Абдулах Берсиров родился в а. Хакуринохабль. Окончил факультет архитектуры Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Н. И. Репина. В 1980-1990 гг. - художник Адыгейских художественно-производственных мастерских. Архитектор, живописец, театральный художник, поэт. С 1990 г. - директор Картинной галереи РА. Автор эскизов проекта Соборной мечети Майкопа, монумента «Единение и Согласие», всех правительственных наград РА.