«Я для себя поняла: занятия наукой организуют человека, делают его работу эффективной. И главное - вырабатывают критическое мышление, без которого настоящих открытий не бывает», - считает председатель Студенческого научного общества Адыгейского госуниверситета Дана Хашхова.
На понятном языке
- Неделя науки в АГУ обещает быть насыщенной: помимо лекций и семинаров, это квесты, деловые игры, мастер-классы, даже целое расследование. Только ли студенты и преподаватели станут их участниками?
- Неделя науки - одно из главных мероприятий в университете, которое мы всегда ждём и к которому тщательно готовимся. Его цель - повышение интереса к науке, развитие научной коммуникации студентов и преподавателей, активное вовлечение школьников в научную жизнь университета. Мы, как молодые исследователи, рассказываем
ребятам о том, какие науки вообще существуют, какие направления можно выбрать, поступая в вуз. Всё - под девизом «Наука - вещь нескучная».
Специально для учащихся 8-11-х классов 8 февраля, в День российской науки, проводится научно-популярный интерактив «Наукоград-2023», для которого в университете заработают 50 станций, посвящённых различным наукам. Школьники тоже ждут встречи - съезжаются на Неделю науки из всех районов Адыгеи. Будучи школьницей, я тоже приезжала из Кошехабля на Неделю науки в АГУ. Я тогда не знала, какую профессию выберу, какое направление. Помню, что на Неделе науки впервые попала на факультет социальных технологий и туризма. Там проводили тренинг о взаимодействии с разными категориями граждан. Очень поразило, что студенты с нами общались на равных, учили правильно выстраивать диалог. Тогда я и решила, что после школы приду именно в этот вуз, на этот факультет.
Думаю, и сегодня в Неделе науки АГУ главное то, что полезную информацию школьники получают от нас, почти что их ровесников, на доступном и понятном языке.
- На какие квесты и лаборатории вы сами, как один из кураторов Недели науки, хотели бы попасть?
- Глаза разбегаются. Но если успею, на несколько главных для меня мероприятий приду обязательно. В первую очередь - в Школу молодого исследователя. Я считаю, это уникальная программа для каждого молодого учёного, где студентов обучают правильно составлять конспекты, оформлять проекты и научные конкурсные работы, писать научные статьи. При этом занятия ведут высокопрофессиональные преподаватели и учёные.
Хочу попасть на проектный семинар «Популяризация науки и продвижение деятельности СНО в сети». И с нетерпением жду открытия XX Всероссийской научной конференции молодых учёных, посвящённой 200-летию со дня рождения К. Ушинского. Если получится, обязательно вместе со школьниками поучаствую в квестах и мастер-
классах.
- Если говорить о научных достижениях ваших молодых коллег из СНО, что вас радует и есть ли разочарования?
- Я пять лет руководила СНО факультета. А когда стала председателем Студенческого научного общества университета, решила своим примером показать, как важно активно участвовать в научной деятельности. Мне нравится наш слоган: «Двигай науку, двигай в науку».
Конечно, трудности есть, без них никак. Но мы стараемся работать - это видно по проектам и разработкам студенческих научно-исследовательских коллективов (СНИКов), посвящённых проблемным точкам общества. Ребята выигрывают гранты, выступают со своими разработками на всероссийских и международных конференциях. Из научных проектов, которые на данный момент реализуются нашими студентами, я бы выделила три исследования. Во-первых, разработка мобильного приложения «Гид по Адыгее». Сегодня туризм - одна из ключевых сфер экономики республики. Турпоток в Адыгею с каждым годом растёт. А потому разработка современного и мобильного способа навигации по туристским маршрутам и достопримечательностям Адыгеи как никогда актуальна.
Из той же области ещё одна разработка наших ребят - приложение с дополненной реальностью «Виртуальная Адыгея». Такие приложения популярны у туристов, они привлекают новизной используемых технологий, необычностью и зрелищностью. Чего стоят трёхмерные реконструкции дольменов, которые никогда раньше не создавались в таком формате! Кроме того, в республике нет приложений с дополненной реальностью, аналогичных предложенному АГУ.
Буллинг и Эйнштейн
- Судя по программе, у СНИКа есть проекты, уже сейчас необходимые в школе. - Одно из исследований посвящено актуальной школьной проблеме - «Социально-педагогическая профилактика буллинга в школьной среде».
Дело в том, что систематической работы с учениками и родителями по предотвращению буллинга нет. А студенческая разработка включает в себя механизмы создания в классе и школе атмосферы взаимопомощи, поддержки и взаимного доверия и даже такой формат, как «Разговоры о важном». Теперь о разочарованиях. Их не так много, на самом деле. Главный минус - неумение или нежелание ребят распределять время не только на исследования, но и на отдых. Это важно, чтобы не выдохнуться, не перегореть.
- Чем-то отличается наука, которую делают начинающие учёные, от научных изысканий именитых мэтров?
- Думаю, главное отличие в том, что у известных учёных свой результат, свой задел уже получен, своя тема уже есть. А молодые учёные объединяют в себе сразу две роли: с одной стороны, они уже исследователи, а с другой - всё же учащиеся, студенты. Студенты учатся правильно проводить исследования, учатся методологии научной работы, ставят амбициозные цели не только самим себе, но и своим научным руководителям. Они ещё ищут себя, свой путь и свою тему, которые придут с опытом, временем, навыками и усердием. Альберт Энштейн сказал: «Наука никогда не будет являться законченной книгой.
Каждый важный успех приносит новые вопросы».
Наука семейного единства
- Научно доказано: средний уровень интеллекта у молодого поколения ниже, чем у их родителей, бабушек и дедушек. Тогда кто эти молодые в большинстве своём - мученики или архимеды науки?
- Однозначного ответа дать не могу. Возможно, и те, и другие. Чаще мучениками становятся те, кто идёт в науку не по собственному желанию, а по воле родителей. А всем известно: осчастливить против воли нельзя.
Думаю, мученики или архимеды начинаются с семьи. Именно там закладывается всё самое важное, первостепенное. Пример и слово формируют личность. Поэтому очень важно с детства воспитывать в ребёнке способность мыслить критически, нужно учить детей сомневаться и искать доказательства.
Я убеждена: неталантливых детей в природе не бывает. Свой талант есть с рождения у каждого, его только надо вовремя раскрыть. Дети изначально любознательны от природы, и для того чтобы талант развился, надо создать условия, помочь. Например, когда дети задают вопросы, на них важно отвечать, а ещё лучше совместно с ребёнком искать ответы. С детьми необходимо разговаривать, и разговаривать на понятном им языке.
Конечно, родители могут знать не всё. Кстати, в этом не грех и признаться. Когда ребёнок понимает, что родитель - такой же человек, может чего-то не знать, это сближает. И тогда сближение, обоюдное желание узнать что-то новое помогут не только вовремя сойти с родительского пьедестала, но и открыть в вашем ребёнке скрытые таланты.