Ханские страдания. Из-за опасного соседства здоровье жителей под угрозой

На таком расстоянии от жилых домов цех работает днём и ночью. © / АиФ

Высокий уровень шума и пыль, невозможность подъехать к дому на машине и разбитые дороги - именно такие условия жителям ул. Шевченко ст. Ханской создало слишком близкое соседство с производственным цехом.

   
   

В зоне риска

Станица Ханская - место красивое. Есть здесь тихие зелёные места для отдыха и прогулок. Только вот ул. Шевченко в список таких мест не входит. Причина тому - торгово-производственный цех, возникший на улице Шевченко несколько лет назад.

С тех пор жизнь жителей соседних домов перестала быть спокойной. Даже огороженный высоким забором, цех не даёт покоя людям ни днём, ни ночью. С утра и до глубокого вечера сильный шум, подъезжающие большегрузы приводят в негодность единственную дорогу. А латают убитую дорогу местные жители, они же убирают производственный мусор (обрезки деревьев), который валяется вдоль бетонного забора. Владелец цеха помощи в ремонте дороги не оказал ни разу.

Да если бы только дороги! Из-за забора предприятия в окна и двери домов летит мелкодисперсная пыль, оседая не только на овощах и фруктах в приусадебных огородах, но и в лёгких людей. Запах мебельного лака чувствуется даже издалека.

«Я дом на свои кровные покупала, чтобы тихо-мирно жить здесь с семьёй сына и внуками. А как цех заработал, упросила сына вместе с семьёй переехать - нельзя, чтобы молодая семья с ребёнком жила в таких условиях», - жалуется местная жительница Сара Ахмедова.

И её можно понять. Производственный цех находится от жилых домов всего в 5-7 метрах. Хотя по санитарным нормам при строительстве производственных объектов должна быть обязательно соблюдена санитарно-защитная зона (СЗЗ) - граница между жилыми домами и предприятием, и её протяжённость, опять же по закону, - от 50 м и больше.

«Размер СЗЗ создаёт условие, когда загрязнение воздуха во время работы источника не вредит ни территории, населённой людьми, ни самим людям», - уточняется в СанПиНе.

   
   

В списках не значился

Однако к радости владельца цеха, на ул. Шевченко живут люди в основном пожилые и юридически неграмотные. Они неоднократно жаловались на опасное для здоровья соседство руководству Ханского ТОС с просьбами о помощи. Всё безрезультатно.

«Но даже если мы не знаем тонкостей закона, это не значит, что нас можно вот так ежедневно и безнаказанно травить! До этой застройки у нас был тихий район. Живут здесь пенсионеры и инвалиды. Чтобы как-то скрасить жизнь, я решила напротив домов разбить небольшой фруктовый садик. Купила саженцы яблони и посадила», - рассказала Сара Ахмедова.

Сад просуществовал недолго - владелец цеха половину деревьев вырубил. Но и это ещё не всё. Теперь в гости к Саре Ахмедовой приехать - проблема, поскольку припарковаться у забора невозможно: даже одна машина на 5 м дороги - это пробка, никому больше не проехать. Развернуться тоже нельзя - врежешься в забор либо дома, либо цеха. Уже не говоря о безопасности. В случае пожара загорится вся улица - и производство, и жилые дома.

Журналисты «АиФ-Адыгея» обратились в управление Роспотребнадзора по РА, чтобы выяснить, насколько законно столь тесное соседство, и была ли там хотя бы одна ведомственная проверка.

Тем более что, по словам жителей ул. Шевченко, на предприятии работает не меньше сотни человек. Однако в реестре управления Роспотребнадзора по РА цех на пересечении улиц Шевченко и Тополиной не значится.

А на публичной кадастровой карте есть только главный офис фирмы на ул. Верещагина, 2Г, а значит, в цехе под открытым небом, который угрожает здоровью людей, не было и обязательных плановых проверок Роспотребнадзора (в том числе категорий риска для окружающих).

На публичной кадастровой карте этот цех тоже не обнаружен. Более того, территории неучтённого цеха в более чем 7 тыс. кв. м официально присвоен статус земель «для сельхоз­использования, в том числе под постройками». Но разве законно на землях сельхозназначения строить производственный цех, при этом вредящий здоровью людей, живущих рядом?