Индира Нефляшева - о том, почему коммуникация побеждает грамотность

«Организаторы «Тотального диктанта» предложили поучаствовать Майкопу в конкурсе на звание столицы акции. Неважно, выиграли мы или нет, сам факт такого предложения для небольшого города я считаю большим плюсом для нас», - говорит координатор акции в Адыгее, учёный-лингвист Индира Нефляшева.

   
   

Попытка стать столицей

- 10 апреля пройдёт очередной Тотальный диктант. Майкоп участвовал в конкурсе тотальной столицы, но в итоге победил Якутск, где автор и прочтёт свой текст. Чего не хватило нашему городу для победы?

- Изначально, когда только задумывался конкурс столицы Тотального диктанта, был определённый ценз по количеству участников. Майкоп не проходил по этим критериям, поскольку наш город небольшой, и количество участников у нас, конечно, было меньшим, чем в том же Таллине или Якутске. Но в прошлом году, когда диктант из-за пандемии перешёл в режим онлайн, были сняты ограничения по количеству, и в конкурсе смогли участвовать маленькие города.

Организаторы акции предложили поучаствовать Майкопу. И уже это я считаю большим плюсом для нас. Это значит, что наша работа по организации диктанта в республике заметна, что у команды накопился достаточный опыт, чтобы организаторы доверили нам ведение главной площадки акции. Сама процедура участия в конкурсе непростая: нужно было голосовать каждый день в течение двух недель, чтобы войти в пятёрку финалистов. В какой-то момент Майкоп занял место в этой пятёрке, за нас голосовали жители и Адыгеи, и соседних с нами регионов, но удержать позиции нам не удалось.

Это была проба сил, мы попробовали, теперь мы знаем, какие усилия прилагать и как действовать, если захотим, чтобы Майкоп всё-таки стал тотальной столицей. Главное - это поддержка со стороны наших постоянных участников, всех жителей Адыгеи. Если они поддержат нас, ничего невозможного нет. А вообще, у Майкопа много преимуществ, которые мы можем продемонстрировать. И у нас уже есть идеи на будущее. Ведь маленькие города с их индивидуальной, локальной историей именно сейчас становятся цент­рами силы, если способны проявить свою магию притяжения и обаяние. А всего этого Майкопу не занимать. Наш уникальный микроклимат, дружелюбие и
гостеприимство способны творить чудеса.

Как помогла пандемия

   
   

- Ограничения прошлого года коснулись и акции: диктант сначала отменили, потом перевели в онлайн-формат. Но участников акции меньше не стало, наоборот, организаторы прогнозируют в этом году их рекордное количество.

- Думаю, основной прирост идёт именно за счёт онлайн-участников. Это ведь очень удобно: если человек хочет написать диктант, но не может пойти на очную площадку, у него есть возможность написать текст откуда угодно. Я сама, как организатор акции, не могла писать ту часть, которая была в нашем часовом поясе, и писала поздно вечером вместе с Нью-Йорком.

Школьники и студенты, конечно, участвуют в акции, но всё-таки более осознанно на диктант приходят взрослые люди. Может быть, это связано с какой-то ностальгией, воспоминаниями о юности. Мне кажется, эта акция - даже не столько о языке и грамотности, сколько о чём-то глубоко личном. Это семейные истории, когда человек, живущий в Нью-Йорке, может писать диктант одновременно со своей бабушкой в Москве, когда мамы или бабушки приводят внуков, детей, или приходят пары. У нас была история, когда дочь, живущая за границей, зарегистрировала маму на диктант в Майкопе. За это время мы заметили, что в акции всегда есть какие-то нюансы, сближающие людей.

Когда речь идёт не об оценке в школе, когда ты сам решаешь, писать ли его, диктант лишается психологической нагрузки и становится интересным времяпрепровождением. Организаторы эту сторону акции развивают - снижают контраст между школьным диктантом и тотальным. Сначала были видеоролики смешных новостей (хобости), которые задавали лёгкий тон всему происходящему. В этом году диктант стал кинематографичным. Автор, Дмитрий Глуховский, написал очень интересный текст, и организаторы поняли, что если его дробить на четыре части для диктовки, как обычно, то от участников ускользнёт основное содержание, с другой стороны, сам текст нельзя прочесть сразу всем. Поэтому родилась такая идея - сначала участники увидят фильм, поймут, о чём речь, а потом напишут диктант по одной из частей этой истории.

А автор кто?

- Кстати о Дмитрии Глуховском. Его кандидатура на роль автора диктанта вызвала много споров и возражений среди постоянных участников. Ваше мнение на этот счёт?

- Одна из фишек Тотального диктанта - выбор на роль автора текста современного писателя. Когда писатель живёт в одно с тобой время, неизбежно появляются люди, по-разному к нему относящиеся. Это нормальная ситуация. Он наш современник, он не забронзовел, не превратился в символ, как Толстой или Чехов. Он такой же человек, как и мы, со своими слабостями, о которых мы, благодаря соцсетям, можем узнать.

Конечно, у организаторов есть требования к уровню произведений. И тексты каждого года неспроста изданы в отдельную хрестоматию - каждый из них ценен по-своему. Мне лично Глуховский нравится, и фильм «Топи», который вышел недавно по его сценарию, неоднозначный, метафорический, многослойный. Не это ли главное достоинство литературы - заставить человека размышлять о времени и о себе?

По поводу Гузель Яхиной (писатель, автор Тотального диктанта 2018 г. - Ред.) тоже были споры. А текст Дины Рубиной в одном из регионов даже отказались писать. Вообще, не зря говорят, что Тотальный диктант - показатель того, что наша литература жива. Для того чтобы быть писателем, выбрать литературное творчество как профессию, нужна определённая смелость в наше время, когда все «писатели», когда интернет даёт возможность всем высказаться.

Каким становится наш язык

- Можно ли говорить о тенденциях развития русского языка на примере диктантов прошлых лет, не упрощается ли он под влиянием соцсетей?

- Споры об упрощении языка были и будут всегда. Это два лагеря лингвистов, одни говорят о естественном изменении языка под влиянием времени, пуристы же выступают за чистоту и незыблемость языка. Есть даже такой мем в соцсетях: когда проигрываешь в споре, цепляйся за орфографию. Недавно слушала лекцию известного лингвиста Гасана Гусейнова, который хорошо отвечает на этот вопрос. Если язык в какой-то своей одной сфере идёт к упрощению, например, в грамматике или семантике, то в другой своей сфере он будет усложняться, потому что язык - отражение мышления человека. Наверное, если язык перестанет отвечать нуждам коммуникации и выражать всю сложность человеческой натуры, то люди найдут другой язык или другое средство общения.

Я считаю, что никакой деградации языка не происходит. Сейчас мы меняем отношение к грамотности. Раньше мы считали, что умный, достойный человек и профессионал своего дела должен писать грамотно и не делать ошибок, а сейчас, по мнению, например, известного лингвиста Максима Кронгауза, коммуникация победила грамотность. Человеку важнее выразить себя и свои мысли, чем быть грамотным. И, соответственно, мы даём ему возможность ошибаться, потому что нам важнее узнать его мысли.

- Тотальный диктант в Адыгее курирует Ассоциация лингвистов-экспертов «Аргумент». Какая у неё задача?

- Ассоциация занимается лингвистической экспертизой, проводит исследования по запросам правоохранительных органов, адвокатов или заинтересованных лиц, то есть теми лингвистическими вопросами, которые находятся в зоне интереса юриспруденции: что такое «оскорбление» с точки зрения права и с точки зрения лингвистики, чем оценка отличается от утверждения о факте, чем отрицательная информация отличается от порочащей и многие другие вопросы. Например, оскорбительно ли слово «стерва»? Можно ли в ситуации официального общения назвать кого-то дураком? Ответы на такие непростые вопросы требуют знания не только значения слов, методики исследований, но и учёта динамики норм общения сегодняшнего дня.

Мы рассматриваем свою деятельность как часть работы по развитию культуры речи. Именно поэтому Тотальный диктант как главная акция по распространению лингвистических знаний, интереса к языку и привлекла внимание Ассоциации. Такое восприятие работы лингвиста-эксперта нам передал доктор филологических наук, академик РАЕН Михаил Горбаневский, которого по праву можно считать одним из основоположников самого института экспертизы в России. В этом году основанная им Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС) отметила своё 20-летие. Отметила в полном расцвете сил и новых идей.

«Словом можно убить, словом можно спасти...» Эти строки Вадима Шефнера - своеобразный девиз Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам. Свой юбилей Гильдия встречает во всеоружии, спасая и словом, и делом.