Летопись рода. Что можно узнать по орнаменту на адыгском костюме?

На мастер-классах дети и смотрят, и учатся азам ремесла. © / АиФ

«За переменами моды надо следить. Но ещё важнее сохранять свои корни и культуру. На мой взгляд, в гардеробе каждого черкеса должен быть хотя бы один национальный костюм», - считает дизайнер, мастер по изготовлению адыгского национального костюма и золотой вышивки Бэла Боджокова.

   
   

Преградам вопреки

Карина Кадиева: - Ремесленная профессия в наше время - редкость. Как получилось, что вы решили посвятить себя ей?

Бэла Боджокова: - Всё началось с Подольской швейной машинки, которую родители мне подарили на 16-летие. Торжественно посадили меня за машинку и всей семьёй стали ждать, когда я нажму на педаль и покажу, на что способна.

А я, толком не умея работать на машинке, вручную начала наматывать нитку на шпульку, потом уронила челнок. Папа махнул рукой - мол, какая из неё швея, если даже шпульку в челнок установить не может. И ушёл.

До сих пор благодарна ему за это, потому что я из породы тех людей, у которых интерес к делу просыпается именно тогда, когда окружающие говорят: «Ничего у тебя не выйдет». После таких слов у меня подключаются к работе все существующие ресурсы: интеллектуальные, творческие, организаторские.

Так я связала свою жизнь с шитьём. Но сначала занималась исключительно светской одеждой. Занималась успешно, имела свою клиентуру. 

А когда младшая сестра собралась замуж, меня попросили сшить ей свадебное сае (парадное платье адыгов. - Ред.). Я подошла к этому делу основательно. В то время материалов об адыгском костюме было немного - разве что несколько книг да костюмы танцевальных коллективов, которые были далеки от традиционных. Я пошла в библиотеку, перерыла всю доступную литературу, многому научилась у мастеров, которые занимались национальным костюмом. Потом создала эскизы, а там и платье.

   
   

Тогда мне казалось, что оно очень красивое, и лучше не надо. Сейчас, с высоты опыта, понимаю: особо хвастаться там нечем. Но главное, я преодолела страх и решилась сшить такую сложную вещь, как сае. 

Процесс меня увлёк до такой степени, что я стала брать новые заказы на пошив. При этом я не бросала свою основную работу - дизайнер в салоне штор. Но вскоре наступил момент выбора, и я подумала: «Что мне больше нравится? Где я нахожу покой?

Какая работа приносит удовлетворение?». Выбор был сделан в пользу традиционной адыгской одежды. Её пошивом я занималась долгих 12 лет. А потом поняла - этого мало, я хочу делиться своими знаниями, опытом. Старшей дочери я передала все свои умения. 

Сегодня она вышивает золотом и бисером не хуже меня, уже создала свою линейку одежды. А я всё больше задумывалась о проведении мастер-классов по всей Адыгее, которые для нас, мастеров, очень важны. 

Пикник с сюрпризами

- Кто ваша целевая аудитория? 

- Благодаря Ассоциации художественных народных промыслов и ремёсел Адыгеи мы получили грант республиканского министерства труда и соцразвития на создание «Цеха национальной одежды и этнической продукции». Помимо всего прочего, наш проект включает в себя проведение мастер-классов. Мы знакомим людей с искусством золотого шитья, с вышивкой, басонным плетением, изготовлением галунов, кольчуг, с плетением гобелена и циновки, художественной обработкой дерева, созданием адыгских музыкальных инструментов, шорным делом.

К нам на мастер-классы приходят люди абсолютно разного возраста и статуса - за время существования проекта мы провели около 50 мастер-классов. Недавно участниками мероприятия «Древность и современность» стали дети с ограниченными возможностями здоровья. Они не только наблюдали за действиями мастера, самые маленькие, например, учились создавать ожерелье из ореха, ребята постарше - рисовать адыгский орнамент.  

Ещё один плюс в том, что наши мастера проживают в разных районах Адыгеи. А потому мы охватили мастер-классами, посвящёнными народным ремёслам, практически всю рес­публику.  

- 25 февраля в Гавердовском вы провели очередное мероприятие под названием «Пикник с мастером». Но до пикников ли сейчас?

- «Пикник с мастером» - название образное. Это возможность неформального общения, приобретения азов владения ремеслом, а также более глубоких знаний об адыгской культуре и быте.

Ведь, помимо мастеров-прикладников, в списке гостей пикника - музыканты, играющие на старинных адыгских инструментах, и всадники из «Шыу Хасэ», которые приготовили специальную программу для участников пикника. Они знакомили зрителей с историями знаменитого черкесского седла, кабардинской породы лошадей и, конечно, покатали на них. Так что наш пикник - это не просто пришёл, поел, ушёл, в первую очередь это большое познавательное мероприятие.

А что касается уместности нашего пикника, думаю, он как нельзя кстати. Ведь с чего начинается любовь к своей родине? С изучения её богатой истории и культуры, ценность которых мы на наших мастер-классах как раз и раскрываем.  И если средства позволят, планируем проводить такие пикники несколько раз в год.

Ничего лишнего

- Вы занимаетесь не только пошивом адыгского костюма, вы изучаете его историю. Скажите, есть ли в ней факты, которые вас удивили?

- Меня порой удивляет не сама история костюма, а отношение к ней. По всему Кавказу не умолкает спор: чья всё-таки черкеска, какому народу принадлежит.

Логично было бы думать: раз она называется черкеска, то и принадлежит черкесам, адыгам. Ведь они даже в названиях элементов костюма оставались абсолютно честны. Взять хотя бы низкую шапку. У адыгов она называется татар пао, что в переводе значит «татарская шапка». Есть у адыгов крымская шапка - крым пао. А шапочки в виде усечённого конуса называются дыгор пао (дигорская шапка), что указывает на 
источник заимствования от осетин-дигорцев. И хотя черкесы, позаимствовав форму шапок, заметно изменяли весь их вид, в названиях всегда оставляли первоисточник. 

Адыгский костюм при внешней скромности и минимализме был богат и совершенен. Серебро и позолота сверху - всё было натуральным. И ничего лишнего!

В своё время я купила старинную шапку и вышивки. Детально исследовав строение нитей орнамента, могу сказать абсолютно точно: таких нитей больше нигде не встретить. Фольга, которой сверху обкручена шёлковая нить, настолько плотная, что нитка гнётся, как проволока. То есть в фольге содержался металл. 

Как его на уровне технологий XIX века можно было превратить в фольгу, непонятно. И нить при этом тончайшая. Я 15 лет занимаюсь золотым шитьём. Но до такого уровня мне далеко. Современные мастерицы стараются выбирать нити потолще - чтобы побыстрей настелить их на ткань. А представляете, сколько нужно было времени мастерицам древности с такой тонкой нитью? А ещё галуны, шишечки на шапке, нагрудник. По 
сегодняшним меркам, такой костюм не имеет цены. Лично я не взялась бы его шить - только на этот один костюм у меня ушло бы не меньше пары лет! А жить на что?

Читаем народный костюм

- Что можно узнать по орнаменту на адыгском костюме?

- По костюму можно было понять, замужем женщина или нет, есть ли дети и к какому сословию принадлежит. Орнаментику женского национального костюма адыгов заслуженно называют летописью рода.

А ещё национальный костюм определял манеру поведения человека. Благодаря особому крою черкеска не позволяла мужчине сутулиться, в черкеске он всегда держался прямо. Кроме того, и мужской, и женский адыгский костюм подчёркивал стройную талию. Так что переесть или перепить на торжествах - тоже был не вариант.

Адыгский костюм востребован и сегодня. К нему обращаются многие дизайнеры. Видимо, потому, что этностиль адыгов создавался веками, в нём заключена история и культура народа. Он сам по себе уникален.

Досье:
Бэла Боджокова родилась в Майкопе. В 1999 г. окончила Майкопский гуманитарно-технический колледж АГУ по специальности «модельер-конструктор». В 2004 г. - экономический факультет АГУ. 15 лет занимается народными промыслами. Владеет арт-мастерской по изготовлению золотого шитья и национального костюма.