«Сделать ребёнка счастливым можно в семье, где царит атмосфера любви, взаимопонимания и уважения, когда отец сам счастлив и делает счастливыми всех членов семьи. Только тогда у ребёнка появится внутреннее чувство спокойствия и безопасности», - считает заместитель председателя Союза отцов Шовгеновского района, отец троих детей Тимур Юсупов.
Вопреки земному притяжению
- Тимур, как в вашей жизни появился Союз отцов?
- У нас в районе работает Союз женщин, которым руководит Лидия Куваева. Часто она привлекала меня для участия в различных мероприятиях Союза. А потом родилась идея создать общественную организацию «Союз отцов района». Ведь, согласитесь, сейчас время огромного потока информации, люди целые дни проводят в гаджетах. Всё это отвлекает человека от главных, семейных ценностей. Теряются традиционные устои семьи, не остаётся времени на тех, кто рядом, на общение и участие в жизни детей. Чтобы не потерять адыгский семейный уклад, сохранить лучшие народные традиции в воспитании детей, пять лет назад в нашем районе был создан Союз отцов.
Для себя основную задачу мы обозначили так: оторвать пап от диванов и гаджетов, чтобы они наконец-то преодолели силу земного притяжения и посвятили время детям.
Не зря у адыгов считалось, что всё идёт из семьи, зависит от воспитания.
Если ребёнок, всё равно в каком возрасте, совершает проступок, в первую очередь спрос с отца и матери, а потом уже со школы и общественных организаций. У адыгов есть очень ёмкая поговорка: «Сперва дома научись, а потом на хасэ (собрание) иди». Как отец, я всегда был сторонником того, что самый простой пример убедительнее самых красноречивых проповедей. Важно, чтобы это был пример родителей.
Лично я своим детям никогда ничего не навязывал, не кричал и не оскорблял - такого у нас в семье никогда не было. Только убеждение и личный пример.
Это не какой-то модный метод. Адыги никогда не били своих детей, тем более не ругали матом. Брань вообще отсутствовала в адыгской речи - за это можно было и пулю схлопотать. А сегодня грязная брань звучит в речи и родителей, и детей. И мало кто задумывается, что она засоряет язык, разрушает его красоту и стройность и в итоге ведёт к деградации личности.
В гармонии семьи и нот
- Вы не просто отец, вы многодетный отец. Как в очень непростое время вы решились на троих детей?
- Я сам вырос в семье, где нас было четверо. Так что для меня трое детей - не так уж много. Это сегодня закон приравнял семью с тремя детьми к многодетной. А раньше в адыгских семьях было по 5-6 детей.
К сожалению, сейчас рожают мало. Но на то есть достаточно объективные причины. В первую очередь - экономическая ситуация в стране. Чтобы обучить, воспитать ребёнка, поставить его на ноги, нужны довольно большие средства. При нынешней ситуации, к сожалению, не каждый способен их заработать. Изменить эту ситуацию можно только на государственном уровне. Однако действовать надо незамедлительно. И вот почему: когда я учился в хакуринохабльской школе, у нас ежегодно училось до тысячи ребят, выпускались несколькими классами. В этом году выпускников всего семь. И это в школе районного центра! А что будет через год, два, три?
- Что для вас было самым сложным в воспитании детей?
- Самое сложное - не жить двойными стандартами, когда мы говорим одно, а делаем другое. А ещё убедить в том, что правильно, а что нет. Именно убедить, а не навязать свою волю.
Старший сын, окончив академию права, полгода проработал в прокуратуре. А потом сказал: «Не моё». Я не давил на него, не требовал выкинуть дурь из головы. Постарался понять, что он чувствует, и решил согласиться с его решением. Ведь что для меня, отца, главное? Чтобы сын был счастлив. Дом для него должен быть тем местом, куда приходишь за советом и поддержкой, когда плохо, куда летишь поделиться счастьем.
Вообще, мы любим проводить время семьёй, все вместе. Есть у нас и общие интересы - все мы очень любим музыку. Я играю на синтезаторе, на гитаре, на баяне, старший сын Заур - на шичепшине и камыле, младший Байзет - на осетинской гармони, на доуле, дочь Белла - на фортепиано. Так что у нас целый семейный ансамбль! А жена Эмма Темиркановна - самый благодарный слушатель.
Манифест для настоящих пап
- Манифест Союза отцов России начинается словами: «Получая высокое звание мужа, отца и главы семейства, я торжественно обещаю...». Почему мужчины не всегда соответствуют высокому статусу главы семейства? И что лично вы вкладываете в понятия «отец» и «глава семьи»?
- Часто мужчина надолго оказывается без работы, пытается как-то прожить подработками, основной доход ложится на плечи жены. Так что роль главы семейства несколько нивелируется.
Но воспитание в молодых людях инфантилизма, нежелания брать на себя ответственность - не первопричины данной ситуации. На первом месте - всё тот же экономический вопрос.
Для меня отец - это тот, кто и направляет семейную жизнь, и обеспечивает. Уверен, залог благополучия семьи - это ответственное отцовство. Папа - это не мебель в комнате, не сопутствующий предмет в жизни. Это реальный человек, готовый прийти на помощь в трудный для ребёнка момент.
Да и женщины желают видеть в мужчине главу, опору, скалу и гору, оплот безопасности и законодателя семейных традиций. А главное - отца, который будет другом, героем и наставником для своего ребёнка.
- В чём, на ваш взгляд, разница между женским и мужским воспитанием?
- Мама дарит ребёнку ласку (материнские поцелуи и объятия очень важны как для девочек, так и для мальчиков), мать учит чуткости, общительности, состраданию и осмотрительности, навыкам ведения домашнего хозяйства. Отец помогает ребёнку реализовать свои таланты, потенциал. Он учит самостоятельности, выдержке, целеустремлённости и решительности, умению постоять за себя и выходить из непростых ситуаций, работе в команде.
- Вы говорите о возрождении адыгских семейных устоев, традиций адыгэ хабзэ. Но разве оно не отвергает равноправие в семье?
- Вовсе нет! Что такое равноправие в семье? Это когда все важные решения принимаются совместно, когда обязательно учитывается мнение жены и когда дети прислушиваются к словам матери, помогают ей справляться с домашними хлопотами. Об этом говорится и в адыгэ хабзэ. Но окончательное решение, последнее слово всё же остаётся за главой семьи.
Рыцарским кодексом против разводов
- В Адыгее растёт число разводов, а значит, увеличивается и количество неполных семей. В чём глубинные причины этого явления?
- Воспитание ребёнка в полноценной семье и только матерью - разные вещи. И не всегда неполная семья ущербна. У меня не стало отца, когда я учился в 9-м классе, а младшая сестра - в 7-м. Как бы трудно ни было, нас четверых мать подняла одна - всех выучила и поставила на ноги, получая 70 рублей в месяц. В советское время это было возможно - учебники мы получали бесплатно, для таких семей, как наша, были определённые льготы. А сейчас год обучения в профессиональном училище обходится в 150 тыс. рублей. Куда это годится?
Что же касается роста числа разводов, повторюсь - всё идёт из семьи. В старину у адыгов не было даже слова такого «развод». Связано это с воспитанием, религией, мировосприятием, которые способствовали созданию крепких, больших и дружных семей. А сейчас люди женятся с 18-19 лет, ещё не познав трудностей жизни, не имея стабильного заработка, не зная принципов построения семьи. А главное, не умея и не желая преодолевать трудности, прощать.
Думаю, эта неготовность большинства молодых людей к семейной жизни и есть основная причина разводов.
Чтобы переломить ситуацию, вернуться к адыгским традиционным устоям семьи, я предложил на недавней научной конференции обратиться в министерство культуры Адыгеи, чтобы издать отдельной книгой адыгский рыцарский кодекс адыгэ хабзэ. Чтобы свод этических правил, обычаев и традиций, прописанный от колыбели до кладбища, был в каждой адыгской семье, лёг в основу воспитания ребёнка.