Только не молчи! Разиет Натхо рассказала о помощи жертвам насилия

«Самое страшное в домашнем насилии - это то, что для детей оно становится нормой семейных отношений в будущем, они будто наследуют её. И мы прилагаем все силы, чтобы изменить эту ситуацию», - считает заместитель председателя Союза женщин Адыгеи Разиет Натхо.

   
   

Неуместное стеснение

- В 2021 году по инициативе Союза женщин в Адыгее создан кризисный центр помощи жертвам домашнего насилия. Что послужило поводом к его открытию?

- Два обстоятельства. Во-первых, одно из направлений деятельности Союза женщин России, с которым мы активно сотрудничаем и региональным отделением которого являемся, - работа с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и их несовершеннолетними детьми. Во-вторых, вопрос поддержки жертв домашнего насилия периодически возникал и в Союзе женщин Адыгеи - к нам обращались жёны и матери, испытывающие насилие дома от мужей, сыновей.

Органы полиции действуют в рамках закона: чтобы они отреагировали, необходимо письменное заявление жертвы, фото- или видеофиксация побоев. Но большинство женщин заявления в полицию не пишут, потому что не хотят придавать огласке свои семейные отношения. Даже после встречи с нами многие так и не решаются что-то изменить в своей жизни и продолжают терпеть.

К нам за помощью обратилась молодая женщина, имеющая дочь 12 лет. Муж употребляет наркотические средства. Но его родители на стороне сына - они всячески стараются сохранять видимость благополучной семьи и не хотят принимать никаких мер по лечению сына. В итоге у женщины безысходная ситуация: уехать она не может - родственников в России у неё нет, и ребёнка оставить такому отцу нельзя.

В год от женщин к нам поступает около 30-40 совершенно разных обращений, в каждом своя ситуация, к каждому нужен индивидуальный подход. К помощи женщинам мы привлекаем клинических психологов, бесплатные консультации которых помогают пострадавшим взглянуть на свою историю со стороны, оценить её без эмоций. Порой удаётся найти выход. Но мы видим свою задачу в сохранении семьи, семейных ценностей, насколько это возможно.

Оправдывая тирана

- С какими жалобами чаще всего приходится сталкиваться? Бывали экстренные случаи?

   
   

- Мы слышим здесь самые разные истории. Кому-то надо просто выговориться, поплакать, - на радикальные изменения они не готовы. А кому-то, действительно, хоть в омут с головой. Мы всегда готовы помочь. Но окончательное разрешение ситуации всегда за самой женщиной, это она должна решиться разорвать порочный круг. А это происходит не всегда. В большинстве случаев женщины всё равно возвращаются в семью. И это, к сожалению, мировая практика.

К нам был звонок из посёлка Яблоновского от домохозяйки, матери четырёх детей. Муж не пьёт, не курит, зарабатывает достаточно, жильём семья обеспечена. Причиной ссоры, перешедшей в избиение, стала покупка матерью костюма сыну для занятий плаванием. По словам тренера, костюм слишком тяжёлый, и ребёнку не стоит надевать его на тренировки. Претензии мужа по поводу костюма перешли в критику материнского воспитания, в претензии по уборке дома. В итоге избитая жена позвонила нам с вопросом, что делать. Мы предложили помощь нашего психолога, а также обратиться за советом к эфенди, поскольку муж верующий.

Были и экстренные случаи. Женщина с ребёнком, проживавшая в Майкопском районе, посреди ночи сбежала от мужа в Майкоп. Она позвонила на телефон доверия и попросила о помощи. Мы их накормили, поместили на сутки в хостел. А утром приехал участковый. Женщина рассказала, что муж постоянно избивал и унижал её на глазах ребёнка. Ребёнок год не посещал школу, так как отец считал, что там его ничему хорошему не научат.

Больше терпеть женщина не могла, взяла ребёнка и в чём была уехала в Майкоп. В свой собственный дом возвращаться не пожелала. Так как это касалось несовершеннолетнего, она дала показания и в Следственном комитете. С помощью благотворительных организаций Адыгеи мы собрали ей и ребёнку целый чемодан вещей, предметы гигиены и отправили их в реабилитационный центр Краснодара. Там у женщины будет время подумать, что делать дальше.

Опасные заблуждения

- Чем конкретно помогает кризисный центр Адыгеи? Почему засекречены места пребывания женщин?

- По-хорошему, у кризисного центра должно быть здание, имеющее степени защиты, в том числе от разъярённого супруга, который может попытаться увезти жену с ребёнком. Поэтому первый шаг - изоляция матери с ребёнком от агрессора. Все участники конфликта должны успокоиться и решать его с холодной головой.

Вместе с министерством труда и соцразвития мы приближаемся к тому, чтобы такое здание у центра появилось. На данный момент министерство предоставило нам в одном из районов благоустроенное помещение для проживания. Есть у нас и договор со специалистом, который бесплатно консультирует женщин по проблемам семейно-правовых отношений, организации бракоразводного процесса. Кроме того, мы обеспечиваем женщине все необходимые средства гигиены и нахождение в хостеле до месяца.

- Что, по-вашему, мешает женщинам, живущим с тираном, избавиться от страха и уйти?

- Одни боятся оставить детей без отца, другие финансово зависят от мужа. Многие не готовы смириться с тем, что некогда добрый и ласковый человек вдруг оказался не таким, и верят в то, что всё наладится. Большинство, оказавшись не за мужем-стеной, а с мужем-тираном, занимаются самообманом: «бьёт - значит любит», «сор из избы не выносят» .

Но одно то, что эти женщины всё же приходят к нам, - уже большой шаг. Значит, готовы говорить, принимать помощь. Недавно наш проект «Жизнь без насилия - не миф!» выиграл грант Адыгеи. Его основная цель - оказание психологической и юридической помощи женщинам и подросткам 9-11-х классов, пострадавшим от домашнего насилия.

Круглосуточный телефон доверия: 8(800)700-89-32. Помощь оказывают анонимно и конфиденциально.

Досье:
Разиет Натхо родилась в а. Новобжегокай. В 1988 г. окончила факультет правоведения КубГУ, затем факультет социологии Северокавказского социально-политического института, Московский институт современных психологических технологий. Работала в системе соцзащиты населения РА. В 1996-2002 гг. - министр соцзащиты, труда и соцразвития РА, затем работа в системе Минздрава РФ. В 2009 г. - замминистра, затем министр здравоохранения РА. В 2011-2016 гг. - депутат Госдумы РФ