Плановые и внеплановые отключения электроэнергии, особенно в Майкопском и
Тахтамукайском районах республики, стали поводом для многочисленных жалоб, в том
числе и в Общественный совет при управлении федеральной антимонопольной службы по РА.
Ток с переменами
Систематические отключения электроэнергии в некоторых районах Адыгеи давно уже стали для жителей республики головной болью, а для недавно созданного при УФАС Общественного совета - поводом для разбирательства и диалога с представителями сетевых компаний-поставщиков.
По словам руководителя УФАС по Адыгее Аслана Хапачева, основными вопросами встречи стали жалобы на систематические отключения электроэнергии в некоторых районах республики и её качество.
За последние две недели только в Майкопе произошло три плановых отключения электроэнергии. 23 июня из-за обрезки деревьев четыре улицы города остались без света. 26 июня из-за реконструкции воздушной линии Майкопской ТЭЦ жители некоторых переулков х. Гавердовского с 9.00 до 16.00 тоже сидели без света.
На следующий день «повезло» ещё четырём улицам Майкопа - из-за обрезки деревьев вблизи линий электропередачи света в домах не было с 9.00 до 12.00.
Причём большинство горожан об отключении ничего не знало.
Однако больше всего достаётся жителям Майкопского и Тахтамукайского районов, для которых отключение электроэнергии растягивается на несколько суток.
На чём свет стоит
Мало того, что люди сидят без света, так ещё и после долгожданного подключения происходит резкий скачок напряжения, который приводит к поломке бытовых приборов. Кто же несёт ответственность за сломанную бытовую технику и порчу продуктов питания в неработающих холодильниках?
«С каждой такой жалобой мы разбираемся отдельно. Если же говорить в общем, частые отключения энергии в Майкопском районе связаны с масштабными реконструкциями, в частности, подстанции Садовой. На данный момент реконструкция завершена. И по моей информации, сейчас подача электричества идёт в нормальном режиме: отключения не превышают 24 часов. Но я не согласен с тем, что подключения приводят к скачку напряжения. Мы готовы рассматривать каждую жалобу. В ходе такого
рассмотрения мы устанавливаем специальные приборы, которые в течение недели мониторят показатели качества электроэнергии. Что же касается испорченных продуктов и техники, то любой гражданин, если считает необходимым, может подать в суд на возмещение затрат или напрямую обратиться в нашу компанию - мы готовы всё проверить и урегулировать проблему в досудебном порядке», - пояснил и. о. директора филиала энергосетевой компании Дмитрий Рязанцев.
Под напряжением
Если говорить о продолжительности плановых отключений, то, по словам Д. Рязанцева, они не превышают 72 часов, определённых законодательством. О плановых отключениях компании-поставщики предупреждают граждан за месяц: график отключений вывешивается на сайтах компаний, оповещение идёт через соцсети, об отключениях предупреждают и глав поселений. Но практика показала, что главы
поселений вовремя не доносят до людей эти важные новости. Поэтому сейчас вопрос оповещения прорабатывается с ЦУР Адыгеи.
Однако многие пожилые люди, особенно на селе, не слишком дружат с интернетом, да и не у всех он есть. Вот и получается, что в конечном итоге потребитель об отключении узнаёт уже по факту. А так быть не должно!
«Мы как надзорный орган получаем очень много жалоб на отключение. И проблема не только в отключении. Есть газовые котлы, которые работают от электричества. И в период отопительного сезона, когда отключают электроэнергию, жители остаются без отопления, без горячей и холодной воды. Более того, проанализировав информацию об отключениях, могу сказать: они не носят локального характера. Однако в ауле Новая Адыгея, в посёлке Яблоновском электроэнергия отключается чуть ли не везде. Можно ли
технически предусмотреть какие-то мероприятия, чтобы минимизировать потери потребителя и сократить сроки отключения? Сегодня - 5 часов, завтра - 15-20. Да, закон не нарушается, но представляете, в каком напряжении живут люди, у которых в семье маленькие дети, пожилые родители, да и сами они остаются без элементарных бытовых удобств? Потребителям всё равно, какими путями и кем подаётся в дома электроэнергия. Не должно попираться их право на получение качественной услуги», - обратилась к представителям поставщиков замначальника жилищной инспекции РА Илона Кравцова.
Д. Рязанцев пообещал этот вопрос вынести на рассмотрение и решить в самое ближайшее время.