Скандал в МГТУ. Уличить растратчика с полномочиями депутата непросто

В действительности, те хищения вузовских средств, которые сегодня расследуются в полиции и Следственном управлении следственного комитета РФ по Адыгее, касаются финансовых решений руководства МГТУ в 2011 – 2012 гг.

   
   

Что происходило в вузе при ректорстве Хазрета Блягоза в предыдущие годы, следствие пока не рассматривает. По словам бывшего главного бухгалтера вуза Заремы Хаджироковой, она видела, что ректор мошенничает, и факты, доказывающие прямое хищение средств ректором, предала огласке именно она. Ещё занимая должность главбуха Хаджирокова стала писать жалобы во все инстанции: «После моего назначения на должность главного бухгалтера мне стали известны факты нарушений бюджетного законодательства, в которых содержатся признаки состава преступлений, которые продолжались в вузе с момента назначения ректора Блягоза Х.Р. в течение пяти лет», то есть с 2007 года, когда Хазрет Блягоз сел в ректорское кресло.

Как полагают в вузе, вероятно, снятие Блягоза с ректорского поста, которое предпринял министр образования РФ в конце 2012 г., стало следствием огласки творимого ректором в Майкопе финансового беспредела. Но действенных мер к нему не предпринималось.

«Кто поверит, что хищения, а в общей сумме это почти 100 млн рублей, как говорят в самом вузе, совершены только по «халатности» бывшего ректора? Кто поверит такой трактовке, если живёт он в шикарном особняке, где не только мебель, но и двери сделаны из массива красного дерева?» – задают нам и такой вопрос сами преподаватели МГТУ.

Сейчас в Адыгее расследуется девять уголовных дел по вольному обращению с бюджетными финансами, в частности бывшего проректора вуза по хозяйственной части Аскера Зекоха и деятельности самого бывшего ректора. Вот только, по словам следователей, в самом вузе расследованию оказывают сопротивление.

Хазрет Блягоз действительно любит баловать себя шикарными бытовыми условиями! Но вот вопрос: на какие средства он построил особняк в центре Майкопа – неизвестно, но даже ректорской зарплаты на это явно не хватит. Да и личный гараж бывшего руководителя не уступает автопарку его бывшего вуза. О земельных участках, которые должны были использоваться как университетская сельскохозяйственная база для студентов и аспирантов факультета аграрных технологий, и других, приватизированных ректором и его племянницей, в кулуарах вуза также ходят целые легенды. Говорят, что ректор Блягоз вообще был склонен к установлению в вузе феодального строя, под страхом увольнения заставляя подчинённых выполнять его «поручения».

   
   

– Мы столкнулись с тем, что в МГТУ до начала расследования сожгли часть финансовых документов. Могу подчеркнуть – идёт активное противодействие следствию со стороны заинтересованных лиц, бывших сотрудников вуза. Они всячески замалчивают известные им факты, неохотно дают показания. Бывшее руководство университета принуждало их поступать противозаконно, сопротивление указаниям руководства каралось вплоть до увольнений. Но теперь они молчат, что с точки зрения морали и нравственности характеризует людей не лучшим образом, – сказал на брифинге для журналистов республиканских СМИ начальник следственного управления МВД по Адыгее Дмитрий Дёмин.

Впрочем, некоторые копии финансовых документов МГТУ Хаджирокова предоставила нашей редакции. Из них следует, что зарплата ректора Блягоза в десятки раз превышала профессорскую. Официальная ставка завкафедрой, профессора, составляет в этом вузе менее 8 тыс. руб., а средняя зарплата не превышает 15 тыс. руб. Безбедно жить Хазрет Блягоз позволял своему личному секретарю Меркуловой, которая получала более 60 тыс. рублей в месяц. Сам же он, в соответствии с документами, получал немало, его годовой доход исчислялся суммами более 4 млн рублей. Кроме того, в вузе существовал особый список преподавателей и сотрудников, на которых расписывались премии в 500 тыс. рублей и более. Люди из списка получали деньги, но отдавали их ректору «на нужды вуза». Понятие «ректор», что в переводе с латинского означает «управитель», получило в этом случае непосредственное применение?

Безусловно, все эти факты требуют если не расследования, то проверки. Понятно, что криминал в вузе, где учится значительная часть молодёжи Адыгеи, и «дело бывшего ректора Блягоза» вызывают большой общественный резонанс и привлекают внимание жителей Майкопа и Адыгеи. Но растратчика с депутатскими полномочиями не так легко уличить в криминале. Ещё сложнее обличить.

Слова киношного Глеба Жиглова, оперативника московского уголовного розыска: «Вор должен сидеть в тюрьме», – стали нарицательными. Давно уже они – девиз всей полиции страны. Как победить коррупционных местечковых начальников, которые хотят урвать у государства побольше, никому не отчитываясь и никого не стыдясь? Бывший ректор забыл, что он существует на деньги налогоплательщиков, тех же родителей и студентов МГТУ?

Смотрите также: