Десант удался. Валерия Клименко рассказала об уроках в сельской школе

Валерия Клименко / АиФ

«Думаю, школе необходимы свежий взгляд и новые идеи. И, конечно, больше творчества. Надо раздвигать рамки школьных предметов», - считает участница проекта «Педагогический десант. Учитель для Адыгеи», студентка
IV курса факультета адыгейской филологии и культуры Адыгейского госуниверситета Валерия Клименко.

   
   

Правила правописания и судьбы

- В Адыгее подводят итоги проекта «Педагогический десант. Учитель для Адыгеи». Почему вы решили участвовать в проекте и поехать на год преподавателем в сельскую школу?

- А почему нет? Мне этот проект был интересен, потому что в будущем я хочу связать свою судьбу с преподаванием - буду учителем в родной школе № 9 в Лабинске. Для меня в этом проекте сошлось многое: и опыт получаешь огромный, и знаний практических набираешься у своего наставника - действующего педагога (он был у каждого из участников проекта), и с детьми учишься находить общий язык, индивидуальный подход к каждому.

И потом, неплохую зарплату в школе к своей стипендии получаешь, плюс доплата как молодому специалисту в сельской местности.

- Что-то изменилось в вашем распорядке дня с началом работы в школе?

- Самое тяжёлое, к чему пришлось привыкать, - ранние подъёмы. В шесть утра уже надо быть на ногах. Затем в ускоренном режиме привести себя в порядок, поесть - и на автовокзал. Из Лабинска до Натырбово на автобусе минут 15-20. Я потому Натырбово и выбрала - близко к дому.

Поначалу думала, что самым сложным в работе будет найти общий язык с детьми. Я вела русский язык и литературу в трёх классах - в двух пятых и в одном седьмом. На деле оказалось, это самое лёгкое, - тёплые, доверительные отношения у нас выстроились сразу. Сложнее всего, тяжелее физически и эмоционально оказалось время сессии в университете. Надо было и в вуз ездить сдавать экзамены по предметам, и здесь готовить детей и проводить итоговые контрольные. А так у меня была почти круглосуточная поддержка вузовских педагогов и коллектива натырбовской школы.

   
   

За партами - братья и сёстры

- Сильно ли отличается сельская школа от городской? Какой момент на новом месте был наиболее волнительным?

- Не думаю, что различия сельской и городской школы так уж велики. Конечно, в сельских школах не так много технического оснащения, компьютерного оборудования. Но в сельской школе что хорошо? Учеников в классе немного - во время урока каждому можно уделить внимание, ответить на вопросы, помочь индивидуально.

Кроме того, в сельской школе особая атмосфера - тут все хорошо друг друга знают, многие являются братьями и сёстрами. Например, у меня в пятом классе училась девочка, старший брат которой тоже был моим учеником, только в седьмом. К тому же в сельской школе новый человек всегда привлекает к себе повышенное внимание. Так что ударить в грязь лицом ну никак нельзя.

Самым волнительным для меня был первый урок. Шла в школу и ужасно волновалась, как примут, что скажу, как начну урок. А пришла, меня встретили, познакомили с учителями. Потом пошли в класс. Я иду, открываю дверь мокрыми от волнения руками. Сейчас даже не скажу, какова была тема моего первого урока. Но уже через неделю волнения как не бывало. К тому же мне всегда приходил на помощь мой наставник - учитель натырбовской школы Юлия Николаевна Голубова. С её помощью я старалась создать на уроках непринуждённую атмосферу, чтобы ученики свободно высказывали своё мнение и не смотрели на русский язык и литературу, как на какие-то скучные предметы. Я хотела, чтобы мои предметы стали им интересны.

- Каким же образом?

- С помощью интересных презентаций, примеров. Иногда при подготовке новой темы я провожу урок в форме игры, устраиваю для ребят викторины, групповые соревнования на знание и практическое применение правил русского языка или турниры по пройденным литературным произведениям. Причём тема, над которой можно творчески поработать, может быть абсолютно любой. Например, изучая причастие, ребята подготовили к защите несколько своих проектов, которые выставили на конкурс и всеобщее обсуждение. Авторы лучших проектов получили отлично в журнал. А ещё по данной теме они сами составили кроссворды, головоломки, целые сборники правил написания, даже сочинили сказку.

- Что лично вам дал проект «Педагогический десант»? Вам, как будущему учителю, есть на кого равняться?

- Мне проект дал в первую очередь опыт работы с детьми, а ещё уверенность в своих силах - для учителя это немаловажно.

Да, я планирую стать учителем - мне всегда хотелось работать с детьми. Правда, сначала я мечтала о работе воспитателем в детском саду. Но поступила на учителя русского языка и литературы и ни разу об этом не пожалела, тем более, мне было на кого равняться. Это моя учительница русского языка и литературы Татьяна Николаевна Возмителенко. Она всегда умела грамотно выстроить диалог с учениками, при этом соблюсти баланс между наставником, старшим товарищем и учителем, которого нужно слушать. На её уроках литературы всегда было так интересно, что мы слушали, затаив дыхание.

Я вообще считаю, что учитель - это гораздо больше, чем просто человек, имеющий и передающий знания из учебника. И очень хочу, чтобы школьники видели во мне увлечённого, знающего и опытного, хорошо подготовленного учителя, а также надёжного и понимающего человека.

- По-вашему, что необходимо сделать для поднятия престижа профессии учителя?

Чтобы профессия учителя стала престижной, надо сделать комфортным его пребывание в школе - поменьше бумажной волокиты и побольше технических приспособлений для уроков: проекторов, интер­активных досок, ноутбуков и всевозможных обучающих программ и заданий. А ещё у учителя должны быть возможности постоянно расширять свой кругозор, условия для профессионального роста. И самое главное - доверие детей и их родителей.