Звонок другу отменяется. Как школьные нововведения встретили педагоги Адыгеи

Новыми предметами, правами и запретами ознаменовалось начало учебного года в школах. Несколько дней назад для учащихся прозвенел первый звонок. Но в этом году уроки в школе не назовёшь рядовыми.

   
   

Нерядовое и хорошо забытое

С сентября в школьном расписании появились новые предметы, на уроках запретили пользоваться смартфонами. Учителя теперь могут делать замечания детям, а к особо дерзким через завуча и директора применять дисциплинарное наказание.

С этого года предмет «ОБЖ» трансформировался в «Основы безопасности и защиты Родины» (5-11-й классы) с теорией и практикой. Уроков истории стало больше: три часа в неделю - для 5-8-х классов, два часа - в 9-м классе. Обществознанием займутся с 9-го класса, а ВПР по иностранным языкам больше не будет. Зато появится предмет «Семьеведение» - о ценности главной ячейки общества.

С этого года в школу возвратились уроки труда: в начальной и старшей школе - раз в неделю, в средней - два. Помимо кулинарии, столярного дела и шитья, в аграрных регионах (в том числе в Адыгее) дети будут изучать «Растение­водство» или «Животноводство», в индустриальных - «Автоматизированные системы».

В этом ключе опыт школ республики мог бы быть полезен. С советских времён в школе № 13 пос. Нового Тахтамукайского района дети занимались выращиванием овощей, зелени и фруктов - в школе был сад и огород, уход и наблюдение за грядками которого распределялось по классам.

К примеру, малышня сажала зелень, ухаживала за ней, наблюдения записывали в дневники для уроков природоведения. А собранный урожай отправлялся прямиком на кухню. Ребята постарше занимались баклажанами, кабачками, морковью, картошкой.

Старшие отвечали за сад - из собранного урожая в школьной столовой делали варенье и компоты. Десятиклассники тем временем осваивали профессию тракториста, убирая пшеницу на школьном поле. Сейчас в школе нет ни сада, ни огорода. Всё, чем занимаются ребята, - столярное дело и уборка территории. А жаль! Их огород сегодня был бы в тренде.

   
   

«Сейчас считается противозаконным заставлять ребёнка трудиться. Мол, это отнимает у него детство. Но разве в советские времена реальная помощь старикам или инвалидам отнимала детство у юных тимуровцев? Разве сбор макулатуры не был полезен стране? А помощь колхозам и совхозам в уборке урожая? В человеке заложена потребность помогать другим. Ему для ощущения счастья и нужности крайне важно видеть плоды своего труда, гордиться ими», - уверен директор ДШИ № 6 Майкопа Дмитрий Гордиенко.

Полезные уроки

Решение вернуть в школу уроки труда поддержали и в вузах республики.

«В советской школе мы с первого класса занимались рукоделием: своими руками делали игрушки, родителям к празднику - открытки с аппликациями. В старших классах мальчики шли стучать молотком, девочки - готовить и шить. Набирались вполне конкретных умений - как блины испечь, фартук или юбку сшить. Столь полезные для детей уроки должны быть в каждой школе», - уверена руководитель студенческого Театра моды МГТУ «K-Star» Нафисет Кидакоева.

Нововведения коснулись и школьный формы. По мнению экспертов Роскачества, участвовавших в разработке единого стандарта, в него включены параметры воздухопроницаемости и гигроскопичности ткани, требования в отношении верха изделий и подкладки.

Вещь должна быть комфортной и в эксплуатации. В стандарте прописаны качественные характеристики ткани: прочность, стойкость к истираемости, способность образовывать катышки, а также изменять свои размеры после стирки - всего до 60 показателей, - уточнили эксперты.