aif.ru counter
10014

Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов

Если обратиться к списку коренных и малых народов России, то в нём можно найти и небольшую народность шапсугов, чья численность чуть около 4 тыс. человек.

Живут они в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Шапсуги относятся к народам адыго-абхазской языковой группы и родственны адыгейцам, кабардинцам и черкесам Карачаево-Черкесии. Однако, в последнее время для этих народов, часто употребляют общее историческое обозначение – «черкесы».

Народ или этногруппа?

А вот тут с шапсугами начинаются небольшие загадки. Дело в том, что сегодняшние шапсуги, живущие на Кубани, считаются в крае коренным и малочисленным народом, а вот в соседней Адыгее, где есть немало шапсугов, они себя считают органичной частью адыгейцев и шире – адыгов-черкесов. 

В середине XIX века наряду с абазинами и родственными натухайцами шапсуги составляли до 2/3 общей численности адыгов-черкесов Западного Кавказа. Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо.

Древний шапсугский дом. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе «сапсих», соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Но, несмотря на относительно недавние упоминания их названия, многие адыгские учёные считают, что сама эта народность зародилась гораздо раньше, и шапсуги являются полноправными наследниками древних жителей черноморского побережья, одних из предков адыгов – зихов.

Шапсуги жили большими семьями, насчитывавшими больше двадцати человек. В некоторых семьях количество членов превышало сто человек. Все они вели общее хозяйство. Большие аулы у шапсугов встречались в основном на равнине, в горах они предпочитали селиться отдельными родовыми усадьбами вдоль рек, так что, со стороны могло показаться, что речные долины составляли один огромный аул. 

Шапсугская семья из долины реки Аше, 1916 г. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа, к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон. 

Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка.

Сосланный на Кавказ декабрист А. А. Бестужев-Марлинский писал о них: «…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно». Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла». 

Весной 1864 года в глухом урочище Кбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной Кавказской войне. За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от 150 до 300 тыс. человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.

К национальной автономии

Шапсуги, проживая в составе России, как и другие малые народы, и черкесы в целом не имели никаких привилегий. Более того, даже те шапсуги, которые остались после Кавказской войны на родине, несколько раз были вынуждены менять место своего жительства. И лишь к 80-годам позапрошлого века они окончательно устроились на побережье. Другая часть поселилась неподалёку от современного Краснодара. Небольшая группа шапсугов и выходцев из других адыгских этногрупп в 1799 году основали на правобережье реки Кубань станицу Гривенно-Черкесскую. 

Революция 1917 года, гражданская война круто изменили не только судьбу России, но и самых её малых народностей. После окончательного установления Советского власти на Кубани, в регионе начинается процесс предоставления автономии горским народам, в том числе и черкесам. Один из проектов автономии черкесов Кубани, предполагал создание Черкесской АССР из нескольких кантонов, в числе которых должен был быть и Туапсинский кантон, да и столицей республики намечалось сделать город Туапсе. Однако, в 1922 году была создана Черкесская (Адыгейская) автономная область, и шапсуги не вошли в её состав. В сентябре 1922 года они попытались провозгласить Шапсугскую АССР, но эта попытка не увенчалась успехом. Им была предоставлена другая форма автономии – национальный район. Шапсугский национальный район был провозглашен 4-м съездом шапсугов Причерноморья. Позже, в 1924 году, вопрос об образовании района был положительно решен Президиумом ВЦИК РСФСР. Согласно постановлению Черокрисполкома в состав Шапсугского района были включены 10 шапсугских аулов и два промежуточных русских селения.

Центром Шапсугского района стал город Туапсе, территориально в него не входящий. В 1930 г. центр Шапсугского района был перенесен из Туапсе во 2-й Красно-Александровский аул ( ныне - аул Калеж), а в октябре 1930 г. – в поселок Совет-Квадже (ныне Голубая Дача). Первоначально территория района состояла из трёх небольших анклавов, не имевшим общей границы. Однако, в результате ряда реформ, Шапсугский район значительно увеличился в размерах, трижды сменил районный центр, пока его окончательно в 1934 году не перенесли в село Лазаревское.

С ростом территории района, удельный вес шапсугов в населении района резко уменьшился. К тому же, перед войной от района отрезали территорию с аулами Псебе и Куйбышевка (ныне Агуй-Шапсуг). 24 мая 1945 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Шапсугского района в Лазаревский.

Шапсугия. Коллаж Александра Данильченко.

Интересный факт из жизни района: в мае 1926 г. шапсуги ходатайствуют перед исполкомом о передаче в район «старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов». Действительно шапсугское знамя 1840 г. поступило из Тифлиса в упомянутый музей. Оно имело крайне плохую сохранность. Сравнительно недавно знамя шапсугов (а также натухайское) было профессионально реставрировано и сейчас занимает достойное место в экспозиции Адыгейского национального музея. 

Знамя шапсугов. Фото: wikipedia.org

День сегодняшний

В начале 90-х годов шапсугов, как и другие народы России, охватила волна «суверенизации». Начиная с 1990 года общественная организация шапсугов Причерноморья – Адыгэ хасэ («Адыгский совет») требовала от властей Кубани и России воссоздания Шапсугского национального района в широких границах – от реки Пшада на севере, до реки Шахе на юге. Однако с середины 90-х годов ситуацию удалось перевести в конструктивное русло: шапсугам начала оказываться помощь и поддержка со стороны властей Краснодарского края и Адыгеи. А в 2006 году, причерноморские шапсуги были признаны коренным и малочисленным народом России, с соответствующими этому статусу льготами.

Черкесский воин. Рисунок первой половины XIX века. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

Причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики (до 1927 г. использовался арабский алфавит, а в период с 1927 по 1938 г. - латинский алфавит). Современный литературный адыгейский язык развивается на основе темиргойского диалекта.

Совсем недавно о шапсугах Туапсинского района и Большого Сочи услышала вся Россия. Места их расселения расположились совсем недалеко от столицы зимней Олимпиады 2014 года. Для адыгов-черкесов, как народа, живущего в рассеянии, очень болезненным является вопрос отношения к Кавказской войне позапрошлого века. Некоторые черкесские нациоанльные организации в РФ и за рубежом настаивают на официальном признании Россией итогов и хода войны, актом «геноцида», со всеми вытекающими отсюда проблемами. В своих интересах эти организации пытались использовать и шапсугов Причерноморья. Но благодаря взвешенной и чёткой позиции руководство общественного парламента шапсугов «Адыгэ хасэ» Маджида Чачуха, раскачать ситуацию вблизи олимпийского Сочи никому не удалось. 

В феврале на встрече с членами Общественного Совета по подготовке и проведению Олимпиады в Сочи, на которую был приглашен председатель общественного парламента причерноморских адыгов-шапсугов, вице-президент Международной черкесской ассоциации Маджид Чачух, Владимир Путин впервые публично высказал свое мнение по «черкесскому вопросу».

– Я хочу обратиться к вашим старейшинам со словами благодарности за то, что они, понимая всё то, что происходит вокруг Олимпиады, не просто вели себя сдержанно, а давали очень правильные, мудрые сигналы в общество, – подчеркнул тогда Владимир Путин. – Еще во времена «холодной войны» родилась так называемая теория сдерживания. К сожалению, мы и сейчас видим ее атавизмы. Когда наша страна демонстрирует какой-то позитив развития, попытки сдерживать Россию проявляются то тут, то там. В том числе это касалось и олимпийского проекта, а как инструмент – использование черкесского фактора. У меня не было ни малейшего сомнения в том, что это покушение с негодными средствами. Я знаю настроения в среде черкесов, знаком лично с руководителями черкесских организаций, знаю как они относятся и к своей малой Родине, и к большой – России. Для меня было очевидно, что это просто не имеет никакой перспективы, - отметил президент.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах