aif.ru counter
08.09.2011 11:16
Карина Кадиева
646

В Адыгее прошел фестиваль-конкурс народных промыслов и ремесел

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ - АДЫГЕЯ 24/08/2011

Живописная поляна у озера превратилась в одну большую мастерскую. Около 20 лучших мастеров Тахтамукайского, Теучежского, Шовгеновского и Красногвардейского районов, городов Майкопа и Адыгейска приняли участие в фестивале. Праздник открыл глава республики Аслан Тхакушинов.

- Для Адыгеи фестиваль народных промыслов - событие знаковое. И то, что сегодня мы имеем возможность показать изделия мастеров, сохранивших секреты адыгских ремесел, нашим детям и внукам, говорит о том, что богатая культура народа жива, сохранена и приумножена молодыми. Надеюсь, что фестиваль народных промыслов станет в Адыгее традиционным. И свое мастерство продемонстрируют все мастера нашей многонациональной республики, - отметил глава Адыгеи.

Звенящий ясень скрипки

Любители народной музыки смогли послушать вековые мелодии адыгской скрипки-шичепшина и узнать о секретах его изготовления от заслуженного художника РА Замудина Гучева и Гиссы Абида, мастера из г.Адыгейска, который является мастером по изготовлению старинных инструментов в третьем поколении, прекрасно играет на шичепшине и знает немало адыгских народных песен. Секретов у мастера много. Еще его дед знал, что для шичепшина лучше всего подходят стволы груши или ясеня 0 самого звучного и самого хрупкого материала, есть в коллекции Гиссы даже уникальная скрипка из тыквы, камыли.

- Для шичепшина я выбираю дерево долго, срезаю его только поздней осенью. Когда процесс сокодвижения в нем замедляется. После того, как срежу, я покрываю стволы краской, чтобы не было трещин и воздух не проникал в щели ствола. После этого стволы еще несколько лет лежат в мастерской. Ясень для скрипки должен «звенеть»... Перед тем, как окончательно вырезать форму шичепшина, я просвечиваю его фонариком. С корпуса будущей скрипки срезать нужно столько коры, чтобы шичепшин просвечивался, - поделился небольшими секретами Гисса Касеевич. На фестиваль он приехал с сыном Артуром, который по примеру отца тоже увлекся семейной традицией. И делает скрипки не хуже отцовских.

Шичепшины знаменитого мастера Адыгеи Замудина Гучева привлекли внимание не только любителей, но и профессионалов. На фестивале он представил новые инструменты, созданные специально для 16 учеников отделения народных инструментов, открытого в 2010 году на базе Адыгейской республиканской школы искусств. - Фестиваль направлен на то, чтобы пропагандировать традиционную культуру. Порой выдается за народное то, что народным не является. Инструмент аккомпанирует историческим песням. Это значит, ребенок учится классике адыгского языка, этических норм адыгов, - отметил Замудин Лелевич.

В седло!

Кто не слыхал об удивительных черкесских седлах? Небольшое, легкое, довольно высокое,оно пользовалось у всадников всего мира большой популярностью. Кавказский седельным набор адыгов считался верхом совершенства. Его качество и конструктивные особенности так высоко ценились, что в XVIII веке производство седел достигло широких масштабов. Адыгские седла поставлялись в разные регионы России тысячами. В XVIII в производство седел было так распространено, что в 1788 г. Шейх Мансур заказал в Большой Кабарде 20 тысяч седел. Черкесские седла пользовались большим спросом у казаков. Черкесское седло было вдвое легче турецкого и на треть легче европейского, что во время длительных походов снижало нагрузку на лошадь. - Черкесское седло славится подушкой. Аналогов ему нет. Казахи и татары делают шикарные седла. Они для мягкости кладут на седло просто овечью шкуру, а мы — подушку.

В старину седельную подушку набивали трубчатым волосом тура и оленя, который не слеживается и не гниет. Чтобы набить одну подушку, нужно было забить не менее 20 голов этих великолепных животных. Теперь мастера используют синтепон. В остальном технология изготовления седла не изменилась. Над одним изделием я работаю не менее трех месяцев. Существует несколько видов адыгских седел: боевое, парадное, детское. Все они имеют одинаковую конструкцию, но парадное богато украшается серебром и золотым шитьем, - рассказал молодой мастер Айдамир Потоков, который учился ремеслу у знаменитого кабардинского мастера Вячеслава Мастафова. Седельные подушки воины могли класть под голову, когда отдыхали на бивуаках. Такие подушки ценились настолько высоко, что часто входили в часть «выкупа за невесту». И сегодня черкесское седло Айдамира мало чем отличается от седел XIX века: весит около 5 кг, в нем почти нет металла, кроме заклепок и сбруи. В то время как вес современного европейского седла доходит до 20 кг. Айдамир - сам прекрасный наездник, его совет: если уж учить детей верховой езде, то лучше начинать с черкесского седла. Седло, представленное им на фестивале - не для продажи. Это первая работа брата, вместе с которым Айдамир изготовляет и музыкальные инструменты адыгов. Однако потенциальные клиенты заинтересовались работами молодых мастеров.

Веер и песня - для невесты

У рядов, где была выставлены изделия Гошсимы Хутыз, - ажиотаж. Национальные костюмы, авторские подушки, вышитые шелковых и золотых нитей, с традиционными шишечками, веера и родовые клейма (тамги) с золотым и серебряным шитьем - и все ручной работы - привлекли внимание любительниц этнического стиля в моде. Особая гордость - изготовление фарфоровых кукол в традиционных национальных платьях (сае), орнамент которых выполнен вручную из тончайших золотых и серебряных нитей, шириной с паутину.

Куклы пользуются большим спросом у жителей Адыгеи и гостей из-за рубежа. Также в коллекции представлено более 50 тамг - родовые клейма адыгов, вышитые на бархате золотом или серебром на записных книжках, подвесках на зеркало заднего вида в салоне автомобиля.

«Состарьте люльку!»

С такой просьбой не раз обращались заказчики к мастеру-золотые руки Руслану Костокову из х. Гавердовский. - Я их хорошо понимаю! Люлька у адыгов передавалась из рода в род. И считалась в доме семейной ценностью. Я больше 5 лет работаю по дереву. Много заказов не беру, но если взялся, стараюсь делать с душой, - рассказывает мастер. И дома все сделано его руками: сам Руслан строил трехэтажный дом, занимался отделочными работами, обивал и благоустраивал кухню. Столы, табуретки, кресла, кухонные наборы, настенные панно - все своими руками. Для детей и будущих внуков.

Тени «Чемдежского городища»

А какое будущее без прошлого? Около 50 предметов быта адыгов представил на фестивале историко-краеведческий музей аула Кабехабль Шовгеновского района. В фондах музея и сейчас хранится около 1000 археологических раритетов, которым может позавидовать любой музей. Наиболее раритетными Хамед Хасанов считает циновку своей прабабушки Гошеунай Аутлевой и корзину для ниток, сплетенную из соломы и прокрученного сена, - вещи, которые были вывезены в период Кавказской войны XIX века в Турцию и вернулись на историческую родину только в начале XX века. По самым скромным подсчетам, этим артефактам больше 150 лет.

В коллекции музея - пряслицы из кургана «Каймета» (северо-западная окраина затопленного Баджэекамыльского поселения) и из «Чемдежского городища», что находилось на юго-западной окраине Кабехабля. Очень много предметов домашней утвари и золотошвейных украшений несут в музей жители аула. Чтобы помнили мастера и его творенье. Чтобы летопись народных ремесел не прервалась.

Гран-при - амазонке

Именно так решили члены жюри, вручив высшую награду фестиваля «Апэас» и 10 тысяч рублей художнику-модельеру, заслуженному работнику культуры РА Юрию Сташу - автору костюма «Амазонка из Габукая. Налкъута». I место и премию в 5 тыс. рублей занял Гисса Абид, на втором месте - Сафьет Сет и ее золотое шитье, третье место и 3 тыс. рублей - у творческой мастерской Гошсимы Хутыз «Адыгэ ун» (дома адыга) и ее проекта «Национальные куклы». В планах фестиваля - показать культуру и традиционные ремесла всех народностей Адыгеи.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество