Примерное время чтения: 7 минут
269

Интервью с протоиереем Адыгеи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. «АиФ-Адыгея» 11/01/2012
Фото: Надежды Кривко

Как говорит отец Александр - он родился не в Украине, а в Советском Союзе. Семья не имела отношения к духовному сану, он выбрал свой путь служения Истине самостоятельно и осознанно.

Сегодня мы часто слышим, что духовность утеряна, что мы относим себя к условно верующим. Причем этот факт отмечают как характерный для обеих основных конфессий в Адыгее. О целомудрии как цельности понимания человеком своего предназначения, о плате за светскость в отношении к вере рассказал специально для читателей «АиФ - Адыгея» протоиерей Александр (Афонин).

Общество потребителей

- Какой человеческий поступок является самым страшным злодеянием?

- Последнее происшествие в Адыгее, о котором люди поначалу услышали лишь как о «выходке» с переодеванием, что довольно распространенная светская затея в канун Нового года, вдруг стало ужасным преступлением, когда у человека отняли жизнь. Можно было бы понять и простить их «маскарад» и кражу - люди насмотрелись зарубежных фильмов и решили с помощью костюмов Деда Мороза поймать удачу. Но убийство - страшный грех. Никакие материальные блага не стоят того, чтобы свою душу таким грехом отягчить. Мы потеряли те приоритеты, которые были у нас когда-то, прежде всего, человеческое достоинство, порядочность. Все у нас стало каким-то ширпотребным. Человеческие отношения скатываются до уровня потребления: я - тебе, ты - мне. Теряются исторические и культурные устои, которые формировали нас как единый народ.

- Как вернуть утерянное?

- Священный архиерейский Собор, проходивший в феврале этого года в Москве, принял документы, которые бы поспособствовали церкви более активно влиять на общественность и процессы, происходящие в обществе сегодня. Повлиять можно только тем тысячелетним багажом великой духовности. Безверие, эгоизм, тщеславие правят нами и способствуют скатыванию в пропасть. Бог прославляется через то, что прославляют, почитают те, кто служит. Если мы - православные священнослужители - сумеем это сделать, значит, сумеем сохранить Отечество, общность и духовность народа. В ином случае, думаю, всех нас ожидают не лучшие времена. Все зависит от нас с вами, если сумеем приложить максимум труда и усилий, тогда все будет хорошо.

Основа веры

- Многие ли в Майкопе, приходящие в церковь, знают, зачем они это делают? В последнее время это больше похоже на традицию - пойти в большой праздник в храм…

- Скажу, что каждый, кто приходит в храм, и даже те, кто не приходит, знают основную молитву православия, поскольку каждый в той или иной ситуации произносит - Господи, помилуй. Эта молитва звучит, прежде всего, в моменты опасностей, когда человек начинает понимать, что все, чем он занимался в своей жизни, является абсолютно несущественным и ненужным. Главное предназначение - пройти земной отрезок испытаний, а он шел не в том направлении! С осознанием этого, он обращается к тому единственному, кто может помочь и просит о помиловании. Каждый из нас имеет много недостатков, и каждый обязан с ними бороться. Просьба «помилуй» приводит к стяжанию одного из наиболее спасительных качеств человеческого сердца - способности понять свою немощь и смириться. Через это смирение мы начинаем видеть и понимать, что живущие рядом с нами люди тоже достойны милосердия.

- Но состояние опасности проходит, и мы снова стремимся к материальным благам. К Новому году мы покупаем ненужные подарки, тратим деньги на прихоти, а не стремимся помочь, скажем, больным детям.

- Один из главных заветов, которым исполняется закон Христа - друг друга немощи терпите. Если ты терпишь чью-то болезнь и помогаешь ему, твою тоже претерпят. Помоги ближнему, и тебе воздастся. Это очень важно, поскольку позволяет сгладить многие конфликтные ситуации между людьми. Это и есть духовное смирение, то, что сейчас называют толерантностью. Для многонационального региона, которым является Адыгея, это важно вдвойне - взаимопонимание.

- В минувшем году происходило много бедствий из-за природных аномалий и человеческого невежества. Люди становились жертвами, гибли дети. В Адыгее не случилось трагедий, но бедствия нас не миновали - летнее наводнение лишило многих жителей республики крыши над головой. И все задаются вопросом - почему?

- В природе нет зла. Зло - это моральная категория. Зло есть отсутствие добра. Добро может существовать без зла. Зло - ничто. Это ничто и нас делает зачастую пустыми, и мы сейчас превращаемся в большое ничто - как личности, семьи, общественные организации и институты. Чтобы узнать, кто ты есть на самом деле и для чего живешь, необходимо остановиться и посмотреть на себя в обществе со стороны. Мы задаем друг другу вопросы, но не хотим слышать ответы, нам не надо. У нас нет времени думать. А потому и происходит сегодня профанация всего на свете. Трагично, очень жалко и по-человечески обидно за наше общество. Я все больше прихожу к убеждению, что если человек сумеет за свою жизнь вынести одну серьезную мысль, значит, он не зря прожил жизнь. У нас огромный дефицит не идей, а мыслей. Идеями полны все, но это - коммерческий продукт.

О светлом с надеждой!

- Отец Александр, в Адыгее есть православные паломники, кто-то поехал к святым местам на Рождество?

- Рождественского хаджа из Адыгеи никто не совершал. В октябре минувшего года состоялась очередная паломническая поездка в святую землю - в Иерусалим по благословению правящего архиерея епископа Майкопского и Адыгейского Тихона. Группу возглавил иеромонах Дометиан (Маркарян), он не первый раз по благословению владыки сопровождает группу из Адыгеи. Многие обращаются к нему и из Краснодарского края - очень востребованы такие поездки. В марте, во время Великого поста накануне Пасхи, скорее всего, будет следующая такая поездка по святым местам.

- Сколько православных верующих в Адыгее?

- По статистике, примерно 62% от общего количества жителей Адыгеи относят себя к православным верующим. То есть, если население республики сегодня составляет 440 тыс. человек, чуть больше половины называют себя православными. Но это не означает, что это - церковные люди. Воцерковленных, наверное, насчитается около 20%. Воцерковленный человек должен быть человеком верующим не только в храме, участвовать в таинствах. Находиться в храме не значит быть верующим, если выйдя за врата храма, вести светскую жизнь.

- Но присутствие в храме дает приобщение святых таинств?

- Бывает действенность, а бывает действительность таинства. Таинство совершаемое в церкви поставленным священником будет действительно. Но будет ли оно действенным для человека, который участвует в этом таинстве? Зависит от самого человека. С каким сердцем он подходит к таинству? Действительно ли он сокрушался о своих прегрешениях, просил помощи, милости божьей? Если в сердце смирение и вера, тогда даже самый светский человек, принесший покаяние, приобщается к таинству. И достоин оправдания. Как тот мытарь, который искренне каялся, даже не смея глаз поднять, только повторяя: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!». И ушел оправданным, нежели праведный Фарисей, скрупулезно исполнявший формальную, обрядовую сторону веры. Если придет осознание, что ты погибаешь и просишь у Бога помощи, помощь всегда придет. И участие такого человека в таинстве действительно принесет ему пользу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах