aif.ru counter
1301

Как древние адыги создавали домашний уют

Сюжет Культура
Фото Надежды Кривко

Майкоп, 21 июня – АиФ-Адыгея. Они создавали разнообразные по своему орнаменту и цвету циновки или «пуаблэ» (адыгское название). Традиционно коврики были прямоугольной формы с закругленным или заостренным верхом.

Сегодня многие дома украшают традиционными циновками. Благодаря их неяркой природной цветовой гамме, они гармонично смотрятся практически в любом интерьере. Особенностью традиционных адыгских ковриков является и их переливающаяся поверхность. Так, некоторые из них смотрятся словно золотые. Как и прежде их вешают на стены и кладут на пол, циновками маленького размера можно украсить стол.

Реальный сюжет

В Адыгее существовала циновка с сюжетом похищения ребенка. Она датировалась примерно 1839 годом и хранилась в Адыгейском историко-этнографическом музее еще до Великой Отечественной войны. К сожалению, она была уничтожена пожаром. Об этой пуаблэ в своей книге «Адыгейский народный орнамент» пишет Азаматова Мин-Кутас, которая была директором музея в послевоенные годы: «Здесь мы видим отображение событий, характерных для феодального периода. Эта циновка сплетена в ауле Нечерезий и передает действительные события того времени», – говорится в книге.

– Пуаблэ обрамлена рамкой с изображением геометрических фигур – ромбов, треугольников и зигзагов а в центре – сюжет похищения всадником-чужаком ребенка у адыгской семьи: мать в отчаянии вытянула руки, видя, как похититель увозит ее дитя.

То, что изображен чужеземец можно понять по форме его головного убора – он характерен для кочевников. Также мы видим всадника в папахе, который преследует похитителя. Действие происходит на фоне двора с традиционными атрибутами – это люлька, треножный столик «анэ», кувшин, а также ландшафт, характерный для адыгского аула, – рассказал археолог Аслан Тов.

В древние времена, когда еще существовала работорговля, похищения людей на территории современной Адыгеи были распространены. Как отметил Аслан Тов, человека могли похитить и продать за отрез ткани. К тому же, на невольничьих рынках Востока очень ценили адыгских девушек. Считалось, что они улучшали род.

Нужно было обладать высоким уровнем мастерства, для того чтобы изобразить целую историю на циновке из болотной травы. И у адыгов техника создания пуаблэ была доведена до совершенства.

Создание

Основным материалом для циновок был рогоз. Коврики различались по своему цвету. Многоцветность достигалась либо окрашиванием рогоза естественными и искусственными красителями, либо за счет сушки. Так, если рогоз сушили на солнце, то он становился желтым, если в темном и сухом месте – зеленым, а если материал клали непосредственно в реку на дно, то получался черный цвет.

В основе симметричных орнаментов были такие геометрические фигуры как квадрат, треугольник, ромб и прямоугольник. Плели циновки с помощью специальной деревянной рамы. На ней были закреплены шнуры сверху и снизу. Мастерицы протягивали рогоз между этими веревками и прибивали уже положенные травяные нити бердой — деревянной перекладиной с отверстиями, в которых были продеты шнуры, закрепленные на раме.

Чтобы создавать узоры, мастерицы высчитывали последовательность травяных нитей того или иного цвета. На циновках изображались разнообразные композиции – родовые знаки, природа, стилизованные животные и предметы быта.

Самая древняя пуаблэ, которую когда либо находили на Северном Кавказе – циновка из Нальчикской подкурганной гробницы периода майкопской культуры 3-2 тысячелетия до н.э.

Церемонии и обряды

В жизни народа циновка была неотъемлемым атрибутом, так как у адыгов существовало большое количество обрядов. Например, на свадьбу невеста должна была приготовить три циновки. Таким образом можно было оценить ее мастерство и способности.

Пуаблэ играла важную роль и в церемониях рождения и смерти. Так, у адыгов было поверье, что если для обряда погребения циновку брали взаймы, то дух умершего мучился.

Также ими украшали дома, располагая их на стенах. На саму пуаблэ, как на фон, вешали оружие или традиционные музыкальные инструменты «шичепщин» (адыгская скрипка) и «пхъэчыч» (трещотки).

Циновки стелили на пол. Детей приучали спать на деревянных кроватях покрытых ковриками для формирования красивой осанки. Были специальные пуаблэ, которые использовали при приготовлении пищи.

В адыгских аулах раньше было много мастериц, знавших секреты плетения. Сегодня этот навык не так распространен, но традиция не умирает. Плетением циновок занимаются отдельные мастера. Они сохраняют и продолжают обычай древнего ремесла, а также передают его своим ученикам.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах