Примерное время чтения: 6 минут
768

Аслан Дауров - о принципе движения и центре камнерезного искусства

«АиФ-Адыгея» №24 13/06/2018

Ожившие камни. Аслан Дауров - о принципе движения и центре камнерезного искусства.

«Ни один человек, достигший известности, не преследовал денежных интересов. Яркий пример - Михаил Шемякин, который завещал всё своё имущество России. Он считает, что если у художника цель - деньги, то он просто выдохнется. Но если он творит и работает над собой, то всё, что он делает, рано или поздно принесёт прибыль», - считает мастер миниатюрной скульптуры.  

Другими глазами

- В Северокавказском филиале музея Востока готовится к открытию ваша персональная выставка. Каким представляете себе вашего зрителя?

- Начну с того, что мне в жизни очень везёт на встречи с интересными людьми. На одной из таких встреч я познакомился с директором Северокавказского филиала музея Востока Нафисет Кушу. Я очень боюсь быть окружённым единомышленниками, потому что единомышленники - это люди, которые, что бы ты ни сделал, будут тебе согласно кивать. А Нафисет Зачериевна - человек со своим, сформированным мнением, которое часто идёт в разрез с мнением других. Для меня общение с ней, а спорим мы часто, тем и ценно, что её мнение не зависит от окружения.

Наверное, если не единомышленниками окружать себя, а людьми, имеющими с тобой одну цель, появятся такие же независимые и свободные, как Нафисет Кушу, люди. Хотя радужных перспектив на этот счёт у меня нет. 

Если говорить о моём зрителе, хочу, чтобы человек, пришедший на выставку,  снял розовые очки и увидел жизнь другими глазами, а вещи - в натуральных красках, такими, какие они есть. Почему огнетушитель красного цвета, а не расписанный под хохлому? Чтобы сразу найти его в экстренной ситуации. Так и в искусстве: есть вещи, расписанные под хохлому, а есть необходимые нам, окрашенные в единственно возможный цвет.

Жажда знаний

- Почему выбрали профессию камнереза?

- Мама нас воспитывала одна, и вложила в каждого понимание, что значит быть настоящим мужчиной, кормильцем. Так что, в принципе, профессию я не выбирал. У меня так всю жизнь: я не выбираю, меня счастливо заносит течением. В детстве я был неугомонным ребёнком, и немного угомонился, только когда попал на камнерезное производство. И хотя поработал камнерезом только шесть лет, ко мне до сих пор обращаются люди за советом.

Но первую серьёзную работу в своей жизни я сделал два года назад - это нож с рукоятью из драгоценных камней, сделанный для губернатора Архангельской области.

- Как перешли от искусства камнереза к скульптурам?

- Я жадный до знаний человек. И когда работал камнерезом, много читал специальной литературы и часто оставался после работы. Лучше час-другой посидеть за освоением новой техники обработки камня, зато потом не надо навёрстывать, эти знания обязательно пригодятся.

В свободное время вырезал из камня фигурки, нарды, столы. Денег они не приносили - делал для души. А потом вдохновение иссякло и руки опустились. В творческой депрессии я находился год. Помогла встреча с тогдашним премьер-министром Адыгеи Муратом Кумпиловым. Он посмотрел мои скульптуры и сказал: «Не бросай, у тебя золотые руки - отлично получается». С тех пор во многих моих начинаниях он оказывает поддержку.

- Как вы попали в питерскую художественную группу «Империя»? И правда ли, что ваша скульптура находится в Эрмитаже?

- По поводу скульптуры в Эрмитаже - как посмотреть (улыбается. - Авт.). Просто кабинет одного из руководителей Эрмитажа украшает моя небольшая скульптура «Господин хороший».

Если говорить об «Империи», помог всемогущий Интернет. Именно там мои работы увидел знаменитый питерский художник-камнерез Александр Веселовский. Он позвонил мне, представился, назначил встречу в Петербурге и положил трубку. На раздумья, ехать или нет, у меня ушло две минуты.

Я собрался и поехал в Питер, и словно попал в сказку: такого количества талантливых мастеров в одном месте я не видел давно. 

Редкая профессия

- Верно ли, что в Питере вы поставили рекорд обучаемости редкой профессии мастера блокированной скульптуры?

- Верно. Под руководством Веселовского в «Империи» я за девять месяцев вместо трёх с половиной лет освоил технику блокированной каменной миниатюры - композиций, сделанных из разных пород камней. Когда было тяжело, в голове крутилась одна мысль: «Не могу я вернуться в Адыгею и просто сказать, что не освоил эту профессию».

Сегодня в России наберётся максимум 10 мастеров, работающих в этой редкой технике. Резьба блокированных миниатюр - дорогостоящее удовольствие, и даже не в плане оборудования. Поэтому я мечтаю создать в Майкопе центр камнерезного искусства, набрать талантливых ребят, пригласить моего наставника Александра Веселовского, а он заочно уже согласен, и популяризировать камнерезное искусство по всей России. Тем более что Адыгея для этого идеально подходит: она богата талантами и полезными ископаемыми - это камни и минералы. Также это имидж России - ведь блокированная миниатюра обычно преподносится первым лицам государства, украшает международные выставки.

- Ваши фигурки - это всегда движение. Почему?

- Когда я делаю работу, у меня нет эскизов, я не знаю, каким будет конечный результат. Но я вижу фигурку только в движении, которое придаёт лёгкость камню. Для меня каждая фигурка - это игра с самим собой: насколько смогу вложить душу в статичный камень, чтобы он ожил. А вообще, принцип движения - это процесс естественный. Почему мы восхищаемся окружающей нас природой? Потому что она совершенна и в ней нет статики. Всё статичное придумано человеком, который под себя эту природу подминает.   

Я против статики - мечтаю меняться каждые десять лет, чтобы ни о чём в своей жизни не жалеть.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах