Отбор лучших
Карина Кадиева, «АиФ-Адыгея»:- Вы - почётный член жюри конкурса «X-press артист». Не слишком тяжело при столь плотном графике?
Андзор Емкуж: Во-первых, Адыгея - моя любимая республика, куда я всегда рад приезжать. Во-вторых, этот конкурс - своего рода худсовет, отбор лучших. По-моему мнению, современному искусству на всех уровнях именно такого, честного и беспристрастного отбора очень не хватает.
Мы же не едим всё подряд. В выборе продуктов предпочитаем самые вкусные, полезные, экологически чистые.
Но почему, когда дело касается духовной жизни, нарушаем экологию своего сердца и мозга и готовы потреблять всё подряд? Откуда такая неразборчивость?
Да, иногда хочется расслабиться, иногда и сам грешу - просто включаю в машине музыку. Но в этом случае даже не пытаюсь вслушиваться в слова. Такую музыку своей никогда не назову: она не трогает ни ум, ни сердце.
Вопрос в другом: почему люди это пишут и поют? Простой пример: с другом и соратником, кабардинским драматургом Ратмиром Хакуловым едем в Адыгею на мастер-класс для участников проекта «X-press артист». Включаем песню. Отличная музыка, талантливая аранжировка, красивый голос, но поёт он такие слова: «Она как будто самолёт, я её единственный пилот». Жаль, что людям это нравится - в красивом фантике абсолютная пустота.
Поэтому я и согласился участвовать в конкурсном отборе. Мне важно, чтобы участники проекта умели отделять зёрна от плевел, пресекали любые попытки навязать им сомнительные строки или мелодии. В искусстве надо уметь отстаивать свои принципы.
Клип - в подарок
- Главная награда - клип, который вы снимете для победителя конкурса. Почему?
- На кинофестивале в Санкт-Петербурге, куда я приехал со своим фильмом «Невиновен», познакомился с Наташей Метель - инициатором и организатором конкурса. Идея проекта мне понравилась - помочь молодым ребятам попробовать свои силы в шоу-бизнесе. Чем я, режиссёр, могу им помочь? Провести мастер-класс, дать совет и, конечно, снять клип. Своё слово я держу, даже если это достаточно затратно. А потому мы уже присмотрели красивые места для будущих съёмок в Кабардино-Балкарии и Адыгее. Кроме того, песня в клипе лучше воспринимается современной молодёжью.
- А есть то, чему вы научились у молодых участников проекта?
- Общение с ними помогло лучше понять настроение подрастающего поколения, чтобы говорить с ними на одном языке. Я учусь у них жить быстро и наполнено, быть большим реалистом.
Я на всех этапах прослушивал песни конкурсантов. Могу сказать, что многие исполнители имеют очень приличные голоса, могут передать фактуру песни. А вот не хватает им самих себя. Они ещё не нашли свой почерк, не поняли до конца, что петь надо только то, что тебя волнует, за что ты в жизни радеешь.
Каждая песня истинно талантливого человека - о себе, своих чувствах и переживаниях. Если этого нет, если делиться со зрителем нечем, если душа молчит, лучше поискать себя в чём-то другом. Зрители фальшь чувствуют сразу. Сразу видно, когда человек думает не о смысле песни, если он, конечно, там есть, а о гонораре.
Загнанные в соцсети
- Вы согласны со словами восходящей звезды Димаша Кудайбергенова: «Шоу-индустрия сейчас больше хайпует, нежели занимается творчеством»?
- А разве нет? У людей изменилось мышление. К сожалению, молодые воспринимают мир через короткие яркие образы и послания новостной ленты.
Если говорить о театре, то для некоторых просто подвиг - прийти в театр и досмотреть спектакль до конца. И в то же время та молодёжь, которая приходит на спектакли, нуждается в более сложных формах искусства. Они стремятся постичь жизнь глубже и много-граннее.
- Есть ли для вас профессиональные табу? Как это связано со свободой, необходимой художнику?
- Табу - вряд ли. Есть принципы, которые для меня важны, и я хочу, чтобы люди, работающие со мной, разделяли их. В творческом человеке всегда должна присутствовать и звучать внутренняя диктатура. Это и есть истинная свобода. Я не снимал и не буду снимать то, что идёт вразрез с моим воспитанием, отношением к жизни, за что мне через годы будет стыдно перед зрителями, перед своими дочерьми.
Разврат и пошлость, даже упакованные в обложку толерантности, для меня априори исключены.
Мы говорим, что Россия - практически единственный в мире оплот вечных семейных ценностей. Но наши телесериалы пропагандируют свободные отношения и многое такое, что не должно транслироваться с экрана.
Мы говорим, что нам чужда идеология запада и их понимание толерантности, при этом в театрах и кино идут спектакли и фильмы, наполненные непристойными кадрами и нецензурной лексикой. Мы забыли, что порок - это вирус, который быстро распространяется. Жертвами его становятся и наши дети. Недавно на киноэкранах стартовал показ диснеевского фильма «Король Лев». С критикой на его создателей обрушились поборники пресловутой «толерантности». Они обвиняют авторов в том, что детский фильм не отображает всего разнообразия взаимоотношений между полами и является сугубо гетеросексуальным. А это, по их мнению, ненормально.
Нельзя, чтобы люди искусства становились инструментами в большой игре на вымирание человечества. Не молчать надо, а кричать о том, что в сознании людей смещаются нормы морали. Ведь древние империи гибли не от войн, а из-за распущенности и попрания норм семьи и брака. И сегодняшнее падение морали угрожает безопасности нашей страны.