104

«Жаль, но искусство стало бизнесом»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ- АДЫГЕЯ 22/06/2011

Женщина с тяжелым фотоаппаратом наперевес, она любит бродить на улицам республиканской столицы, ее камера «ловит» солнечные блики в стеклах проезжающих мимо автомашин (серия «Солнце в городе»), скрупулезно «исследует» камни мостовой, спешит за поземкой в утреннем тумане дворов, заснеженный горный пейзаж или первоцветы на склонах.

- Мы так погружены в свои суетные проблемы, что порой не замечаем удивительных мгновений жизни. Уже 20 лет через объектив камеры я смотрю на быстроту, с которой меняется мир, не становясь от этого менее прекрасным, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» член Союза фотохудожников России и Адыгеи, победительница российских и международных выставок Ирина Даценко.

Персональная выставка фотохудожника «Мир - сквозь фотообъектив» открылась 21 июня в Картинной галерее Республики Адыгея. В открывшейся экспозиции собрано более 100 фотографий разных лет и жанров.

Почерк - из «лихих» 90-х

- Ирина Станиславовна, ваша профессия не была связана с фотографией. Откуда началось увлечение?

- Это началось с детства, на Украине. Отец был военнослужащим, технику любил всегда. Поэтому после семейного совета семья последовательно обзавелась телевизором, магнитофоном, фотоаппаратом «Киев-4». Мне в 1965 году было 8 лет - и мы с сестрой гордились такими внушительными семейными покупками. Почти сразу приступили к освоению фотоаппарата. Во главе с отцом ходили фотографировать в ближайший парк, а потом ванная превращалась в фотолабораторию. Я до сих пор помню свое детское изумление, когда из ничего на чистой белой бумаге вдруг появлялось изображение. Это было какое-то чудо! Со временем отец охладел к фотографии, сестра увлеклась рисованием. И я оказалась семейным фотографом. Потом учеба и работа в Майкопе на заводской библиотеке библиографом. Фотоаппарат я не оставляла, так что все заводские праздники, оформление стенгазеты и фото оставались на моей совести. После походов по цехам поняла трудную работу фотокорреспондента. Потом встретилась с будущим мужем - руководителем майкопского городского фотоклуба «Лагонаки» Аркадием Кирносом. В 1979 году мы с ним поженились. Но мой «почерк» начал формироваться в начале девяностых.

Трудно быть женой фотографа

- Показывали мужу свои работы: «Смотри, любимый...»?

- А как же! До сих пор помню этот показ. Выбрала самые удачные, на мой взгляд, фото, с гордостью продемонстрировала. И потом долго не показывала...Он человек интеллигентный: рассмотрел, сдержанно похвалил. Но по тем замечаниям, которые сделал, было понятно, что еще работать и работать. А после знакомства с работами членов фотоклуба, просто начала учебу. Жена фотографа, который выбрал профессию «на всю оставшуюся жизнь», со временем сама займется фотосъемкой - это уже аксиома.

- Вы принципиально не подписываетесь под своими фото фамилией «Кирнос». Зачем творческий псевдоним и без того талантливому человеку?

- Даценко - моя девичья фамилия. Отснять прилично я могла с 1988 года, но не мои снимки не могли претендовать на статус «произведений искусства». Так что взялась я за освоение черно-белой фотографии. Чтобы получалось технически элементарно качественно. Я не могла Аркадию Евгеньевичу позволить печатать фотографии за меня. Я отвечаю за все, что делаю сама. Если работы будут слабенькие, при чем тут знаменитая фамилия Кирнос?

- О вашей любви к черно-белой фотографии ходят легенды...Чем она вам ближе?

- Это только легенды. Мое мировосприятие цветное, радужное, поэтому я долго, более 4 лет осваивала черно-белую фотографию. Она заставляет мыслить организованно и менее эмоционально. Но это очень полезно. Хотя мне всегда хотелось цвета! А когда освоила и цвет, начала участвовать в конкурсах.

«Я за полную свободу!»

- Вы первая из российских фотохудожников стали обладательницей высшей награды Люксембургского фотографического общества за работу «Портрет Оксаны». Верили в победу?

- Боже упаси! Пока работала, не думала о победе. Просто сделала несколько портретных фотографий своей племянницы, обработала. Главной целью всегда было «попадание» в итоговую экспозицию. А это своего рода кастинг. И ты один из сотни. Участие в конкурсе для меня - как для актера сцена. А будет медаль или нет, абсолютно все равно.

- Не огорчает, что сын не пошел по родительским стопам и стал математиком?

- В 8 лет ему вручили фотоаппарат и предложили: хочешь - снимай, нет желания - не стоит. Я за полную свободу! Сначала увлекался, потом нашел себя в математике, программировании. Сейчас фотографией занимается только в свободное время. Кстати, довольно неплохо. Но я рада, что он выбрал себе другое поприще - фотохудожнику талант и жгучее желание творить необходимы. А творчество, как известно, не является источником богатства в нашей стране. Сегодня миром правит торгаш. И искусство постепенно становится бизнесом. А значит, из него уходит духовность и остается голый расчет - чтобы продать наверняка. А сегодня самый ходовой товар - инстинкт.

Страха много

- Вы много лет руководите фотошколой при клубе. Из новичков буквально за один учебный год вырастают мастера. В чем секрет?

- Если бы можно было так просто ответить на этот вопрос. Я ведь недаром свою выставку назвала «Мир через фотообъектив». Я призываю учеников повнимательней смотреть: он так похож на тот, который мы себе представляем. Мир реалистичен и фантастичен одновременно, потому что фотоязык универсален. Появилось огромное количество компьютерных возможностей. Не понимаю стонов: «Не уродуйте фотографию новыми технологиями!» Наоборот, я своих учеников призываю пробовать все. Лишь бы не навредить! Оптическая иллюзия должна быть достоверной. Чтобы увидели настроение, почерк и стиль художника. И часто фотография показывает внутренний страх автора, его смятение и одиночество. За изображение не спрячешься! Хочешь, чтобы твои фотографии были интересны, будь интересен сам.

Досье:

Ирина Даценко родилась в 1956 году в г.Миргороде. В 10 лет сделала первые снимки. Серьезно увлеклась фотоделом в 1991 году. Участница более 50 престижных выставок в рОсии и за ее пределами. Ее работы с успехом экспонировались на лучших выставочных площадках 11 стран Европы. Из большого количества наград самыми престижными считает высшую награду Люксембургского фотографического общества (2005), победы на выставке ведущих фотомастеров ЮФО (Ростов-на-Дону), крупнейших международных фотосалонах Польши (2009г.) и Бразилии (2010г.). Член Союза фотохудожников России, правления Союза фотохудожников РА. Руководитель городской фотошколы.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых