Примерное время чтения: 7 минут
1690

На плечах героини. Режиссер из Адыгеи о загадке черкешенок и Годе кино

«АиФ-Адыгея» №4 25/01/2017
Аскарбий Нагаплев.
Аскарбий Нагаплев. / Фото Надежды Гусевой / АиФ

Режиссер из Адыгеи Аскарбий Нагаплев рассказал в интервью ADIGEA.AIF.RU об успехе фильма «Черкешенка» и о том, какую роль в истории имеет женщина.

«Мы забываем простые истины: женщина дарит человечеству бесконечность, уют и ощущение гармонии мира. Она не выживать должна, а радоваться жизни и чувствовать нашу защиту, любовь и почитание», - считает руководитель представительства Союза кинематографистов РФ в Адыгее

На плечах героини

Справка
Аскарбий Нагаплев родился в 1954 году в ауле Ходзь. В 1975 году окончил Воронежский политехнический институт, в 1997 году - МГТУ. В 2007 году снял свой первый документальный фильм «Черкесия». Затем были «Черкесия. Адыгэ Хабзэ», «Черкесия. Чужбина», «Черкесия. Возвращение», «Черкешенка». С 2011 году - член Союза кинематографистов России.
Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: Год кино завершился для Адыгеи знаково: ваш документальный фильм «Черкешенка» взял спецприз на Сочинском кинофестивале. Где в этом году состоится показ?

Аскарбий Нагаплев: «Черкешенку» посмотрели жители практически всех регионов страны. Но я хотел бы в этом году провести презентацию фильма в Санкт-Петербурге, с участием Михаила Шемякина, Юрия Темирканова и Александра Сокурова, которые приняли участие съёмках. Кроме того, президент Сочинского международного кинофестиваля Любовь Балагова предупредила, что документальный фильм «Черкешенка» будет показан в сентябре в Лондоне, на Неделе российского кино. Надеюсь, мой фильм сыграет на положительный имидж страны. 

«Черкешенка».
«Черкешенка». Кадр из фильма

- Почему героинями вашего фильма стали женщины?  

- Потому что без образа черкешенки невозможно полностью воссоздать историю адыгского народа. Женщина играла важную роль в его духовном становлении. Ореол загадочности и прелести черкешенки, особое почитание женщины у адыгов отмечали все, кто посещал Кавказ, - путешественники и поэты, военные и штатские. Я давно вынашивал идею создать фильм о черкешенках, которые стали известны во всём мире.

В процессе написания сценария картины, вместе с моими соавторами - Данаф Чатао, Фатимой Теучеж, Мадиной Хакуашевой и Юрием Шитовым мы перевернули массу архивных материалов. Оказалось, что адыгских женщин, которые вносили свой вклад в мировую историю, не так мало.  И перед каждой судьбой хочется снять шляпу, будь то великая балерина и скульптор Людмила Черина или французская писательница Шарлотта Аиссе, женщины аула Бесленей, прятавшие в период оккупации еврейских детей блокадного Ленинграда от фашистов, или кавалер ордена Почётного легиона Эльмесхан Хагундокова.

Съемки фильма «Черкешенка».
Съемки фильма «Черкешенка». Фото: Из личного архива Аскарбия Нагаплева.

Черкешенка была одной из главных героинь нартского эпоса, черкешенка была создателем знаменитой национальной кухни адыгов, черкешенка научила мир бороться с оспой, черкешенка передавала из рода в род секреты золототкачества. 

Мне грустно, что сегодня женщин называют «современные амазонки». Потому что только женщина несёт мужчине гармонию мира. Ей на роду противопоказано одиночество.

В сердце Европы

- Легко ли было снимать этот фильм? 

- Конечно, нет. Но столько людей было задействовано в съёмках, столько материала было переработано, что отступать было поздно. К тому же, когда снимаешь фильм о великих женщинах, многому учишься на примере их судеб. Я учился не отчаиваться, не опускать руки. Этот фильм я посвятил памяти моей матери. Так что снять его - это был сыновний долг. 

Мы снимали фильм в нескольких местах. Башню, названную в честь героини нартского эпоса Адыиф, - в ауле Хабез в Карачаево-Черкесии, историю женщин, которые, рискуя жизнью, спасли еврейских детей от фашистов, - в ауле Бесленей. В Кабардино-Балкарии снимали финальный танец «Кабардинка». В районе Мэздаха в Адыгее - сказание о Сатаней, в Тронном зале Ивана Грозного в  Кремле - историю царицы Марии Темрюковны, в Санкт-Петербурге - Институт благородных девиц и интервью с Михаилом Шемякиным, Александром Сокуровым и Юрием Темиркановым. Четыре дня в Париже снимали историю Аиссе, Гали Баженовой (Эльмесхан Хагундоковой) и Людмилы Чериной. В Страсбурге снимали памятник «Сердце Европы», стоящий перед зданием Европарламента и выполненный черкешенкой Людмилой Чериной. 

«Черкешенка»
«Черкешенка». Кадр из фильма

История амазонок

- Вы сняли фильм о женщинах в истории. А что с течением времени приобрела и потеряла современная женщина?

- Я согласен с Александром Сокуровым, который сказал: «В черкесском обществе кто-то что-то не доделывает, не додумывает. Потому что женщина - это явление, это ангел. Обеспечить будущее такому явлению может только мужчина. Он должен защищать пространство, в котором этот ангел живёт».

Недаром адыгэ хабзэ называют рыцарским кодексом чести адыгов. Черкесу на роду написано быть рыцарем, воином, готовым защитить женщину. А что мы видим сейчас? Женщина вынуждена полагаться только на себя, доверие к защитнику пропало. Мне грустно, что сегодня женщин называют «современные амазонки». Потому что только женщина несёт мужчине гармонию мира. Ей на роду противопоказано одиночество.

И всё же, часто встречаясь с молодёжью, я вижу, как начинает возрождаться адыгэ хабзэ. Молодым ребятам интересны традиции и кодекс чести. В принципе, все мои фильмы сняты в первую очередь для них. Это примеры из истории адыгов, которым молодые учатся соответствовать. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах