Их не пригласила в кабинет чиновница образовательного ведомства администрации МО «Г. Майкоп» Любовь Дубовская, что является прямой ее административной обязанностью, даже если исключить морально-этические нормы при бюрократической нагрузке. Ничего не объяснил и прямой работодатель, лично подписывавший контракты с директорами городских школ - глава администрации МО Михаил Черниченко.
Исключенным из школ директорам не нашлось места как преподавателям, имеющим большой педагогический опыт, сделавшим свои учреждения инновационными площадками образования города.
Публикации «АиФ - Адыгея» на эту тему имели исключительный резонанс. «Исключительный» потому, что выразившие свое негативное мнение по поводу руководства городской сферой образования просят не называть свои фамилии, объясняя грозящим увольнением. Такое право оговорено законом о СМИ, в рамках полномочий которого действует наша газета. Открыто дать свои пояснения случившемуся факту согласилась директор лицея № 19 Лариса Николаевна Гутова. Тема нашей беседы - что «натворили» эти директора, чтобы их исключили из школы?
Азбука конфликта
- Что предшествовало решению администрации города - уволить директоров, достигших пенсионного возраста?
- В начале августа я услышала со стороны, что решается вопрос об увольнении пенсионеров. Я решила, что даже если так, то меня позовут, поговорят, объяснят. Я просто думала, что будет время разъяснить ситуацию. Дело в том, что лицей № 19 является экспериментальной площадкой по внедрению нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Я хотела услышать, как будет идти работа дальше.
- Вы бы согласились с увольнением, если бы вас выслушали?
- Я была убеждена, что серьезный вопрос должен обсуждаться на серьезном уровне. Я всегда работала с позиции - в основе всего в школе должен быть директор, он определяет стратегию и образовательную политику данного учреждения. Из этого выстраивается структура управления, создание творческих коллективов, цели и задачи - с детьми, родителями, педагогами. Один большой блок работы был нами завершен: 3 года подряд мы становились победителями нацпроекта «Образование» (2006-2008 гг.). Таких школ - единицы по России, мы получили значимые награды. С 2008г. мы приступили к введению нового этапа развития школы, вошли в новый статус, связанный с федеральным образовательным стандартом. Я все это понимала и была готова к конструктивному разговору - какой срок мне нужен для того, чтобы все начатое заработало, как часы. Если это не приемлемо, что я могу предложить в помощь именно завершению начатого лицеем этапа программы.
- Вас не пригласили к разговору?
- Еще 12 августа директоров школ пригласили в комитет и дали задание, подготовить документы для удостоверения личной банковской подписи. В комитете мы были вместе с Ниной Георгиевной Говоровой, директором гимназии № 22. О предполагаемом увольнении нам никто ничего не сказал. Сдали документы мы после 16 числа, разговоры уже какие-то шли в городе, но по-прежнему никто не звал. Коллеги ходили в комитет, но нормального разговора не получилось. Им сказали, что такова принципиальная позиция работодателя, которым является глава администрации города. Все были в очень тяжелом моральном состоянии.
Государство - лицей?
- Как происходило само увольнение?
- По-разному. Например, Нину Георгиевну Говорову уже после 20 августа работник комитета случайно встретила в коридоре администрации и просто сказала: «Зайдите, распишитесь, что вы ознакомлены с документами увольнения». Она была в состоянии шока. Это уважаемый работник образования. Я получила письмо по почте, в котором находилось уведомление: «ваш контракт заканчивается 31 августа 2010 г.». И все. К этому времени уже были полностью подписаны акты о готовности школы. А на следующий день я получила сертификат школы - победителей международного проекта познания и творчества, а также сертификат о том, что мы вошли в 100 лучших школ России по реализации инновационного образования. Есть сайт «Ими гордится Россия», на котором Адыгея представлена только лицеем № 19. На августовской республиканской конференции педагогов нам вручали дипломы - Говоровой, Шевоцукову, мне. Когда объявили перерыв, нас поздравляли главы районных администраций МО, бывшие на совещании. Но представители города к нам даже не подошли.
- После этого вы встречались с новым директором школы?
- Накануне 1 сентября я собрала педколлектив - им должны были представить нового директора. Я посчитала, что должна сама лично вручить им грамоты и благодарственные письма, поблагодарить за работу. После этого я встретила главу администрации города и руководителя комитета, которые приехали с представлением нового директора. Мне предложили на подоконнике в коридоре школы расписаться в распоряжении главы администрации о прекращении контракта, и все. Позже новый директор сказала мне, что «две хозяйки на одной кухне не уживутся». Мне откровенно было сказано, что дверь школы передо мной закрыта.
Мы ничем себя не запятнали, прекрасно понимали, что не вечны, и никто не вечен. Но каждый из нас накопил колоссальный опыт, создав в свое время «лицо» образовательной системы города, выстроив свое направление и качественный уровень звена среднего образования.